Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

ДЕЗЕРТИРЫ В КЛЕТКЕ

 

СВЯТО МЕСТО - ПУСТО

Может быть, вся история России последнего десятилетия хорошо описывается по модели "Собачьего сердца"? Шариковы при помощи Борменталей свергли Швондеров. Преображенские, правда, пока отсутствуют.

*

На 54-й сессии ООН раскол: Запад, включая генсека Аннана и большинство участников, за то, чтобы права человека обладали приоритетом к национальному суверенитету, Россия и Китай против (Иностранец, 29.9.1999).

*

2005 год стал и годом конца той небольшой свободы печати, которая ещё была жива. Скончалась лже-либеральная журналистика, которая родилась в перестройку. Так описала этот процесс в конце 2005 г. Алёна Лыбченко:

"Первыми умерли "Московские новости". ... "Независимую газету" у Березовского купила жена Константина Ремчукова, помощника министра Грефа. ... Газета, конечно, ещё лежит в киосках, но ябы посмотрела в глаза её покупателей. Наверняка это будут глаза районного библиотекаря. Далее в нашем мартирологе следует газета "Газета". ... газета взяла всё самое лучшее от печатных органов "Пульс Ивантеевки" и "Шатурский вестник". Такое теперь просто на столе держать неловко. Из новопреставленных - газета "Известия". Казалось, этот линкор будет тонуть вечно. Сила советской инерции этого печатного органа всегда поражала воображение. Но комсомольцы-добровольцы во главе с Владимиром Мамонтовым показывают чудеса скоростного менеджмента. Такой газеты больше не существует".

Лыбченко закончила опасением, что в 2006 г. ей "придётся переквалифицироваться в блог-критика" (Лыбченко А. Беспредел года // Большой город. - 21.12.2005. С. 8). Можно ли считать журнал, в котором появился этот анализ "свободным"? Нет, критика в адрес несвободной прессы сама по себе не говорит о свободе критикующего. Такая критика - проявление, во-первых, своеобразной средневековой психологии нового режима (журналист Лужкова может критиковать Путина, но не Лужкова), во-вторых, тоталитаризм проявляется не в тотальном уничтожении свободы, а в уничтожении наиболее опасных, системных механизмов свободы. Это намного дешевле, а при наличии атомной бомбы и решимости пустить в ход войска при первой необходимости, вполне надёжно.

Реставрацию советской прессы в духе нео-неовояза можно назвать "ребрендеринг" - именно за это присудили приз новому редактору "Газеты", который поместил на своём органе логотип - двуглавый орёл.

 

*

В музее Гуггенхайма в 2005 году была устроена Кремлём выставка 250 шедевров русского искусства, начиная с Дионисия. "Черный квадрат" есть - а творений Шилова и баталистов советских, чай, нет. "Навязать иностранцам иную систему ассоциаций - русскую духовность вместо русской агрессивности такова сверхзадача этой удивительной выставки, столько же художественной, сколько и пропагандистской" (Деньги. - №39. - 2005 г. - С. 10). Так Сталин устраивал выставку советского искусства в Париже, так Брежнев посылал на Запад для прикрытия афганской войны ансамбли "народных" танцев. Только раньше империалистический срам прикрывали советским китчем, теперь догадались - суют иностранцам под нос то, что нравится иностранцам, а не то, что нравится себе. Большой шаг вперед, не делающий, конечно, эту пропаганду более успешной. Кто хочет обманываться - обманывался и при Сталине, и даже больше было обманывающихся, чем теперь.

*

В 2002 году в Москве открыли метромост, закрытый для выхода в течение четверти века. Метро есть во многих странах, мосты, по которым едут поезда метрополитена, насчитываются по миру десятками, но только в России образовалось слово «метромост». Видимо, потому, что только в России метро было загнано глубоко под землю, то ли из военных соображений, чтобы уберечь от атомной бомбы счастливчиков, которые в минуту возможной опасности окажутся на подъезде к какой-нибудь «Маяковской», то ли из остатков православного благочестия, для которого высшим проявлением любви к ближнему остается сошествие во ад, каковое сошествие, конечно, лучше совершать на эскалаторе. Выход метро на поверхность был зримым проявлением оттепели, открытости и вообще гнилого либерализма, своеобразным коммунистическим харакири – вот, смотрите, что у меня внутри, куда вам до такого! С тех пор власти регулярно закрывали метромост – не саму станцию, а выход с нее – закрывали на все время московской олимпиады 1980-года, вообще на время массовых мероприятий, закрыли и на все девяностые годы. На рациональном уровне это объясняют, сваливая все на покойного Никиту Сергеича, который якобы вредительски подмешал соль в бетон (чего исключить, конечно, вполне нельзя), но ведь ясно, что и нынче тоже не эффели и штольцы метромост ремонтировали – вон, одели в гранит и мрамор, а чем пышнее отделка, тем гарантированнее под ней рано или поздно обнаружится какая-нибудь такая недоделка, что хрущевская соль медом покажется. Нет, вовсе не в соли соль, а в том, что было очередное массовое мероприятие, при котором следовало предотвратить скопление людей – и предотвратили. Что, спрашивается, за массовое мероприятие? А вот смерть Брежнева, вот закрытие метромоста, народу выкатывают гласность и демократию – теперь все в обратном порядке. Контрамоция или реставрация ансьем режим советик - вон, и барахолку из Лужников выкидывают, скоро там опять мишку запускать будут... И возвращается совок на круги своя. От возможности такого варианта немножко, конечно, мороз по коже. Но, может быть, это вовсе не от этого, а просто от того, что на метромосте не сделали отопления.

*

Со времен Петра Алексеевича в России празднуют Новый Год. Со времен Леонида Ильича стали праздновать еще Старый Новый Год. А с рубежа 2003 и 2004 годов уже можно было говорить о том, что нового года не будет, и его место занял праздник «Новый Старый Год».

Кто вздыхал о советских временах, - добро пожаловать. Колбаса за два двадцать – пожалуйста, если считать в долларах. Съезд партии с выражением благодарности лично товарищу – пожалуйста. Дети на кремлевской елке окружают "товарища" же – пожалуйста.

Конечно, это признаки внешние, но вот и принципиальные черты советской жизни: уверенность, высказанная «товарищем» в канун праздника, что закон можно соблюсти - совершенно фарисейская идея. Все христианство стоит на том, что закон соблюсти нельзя, почему и нужна благодать Христова – и именно христианству противостоит убежденность в том, что законы (к тому же российские) соблюдать можно.

А чего стоит уверенность подданных в том, что вождь, устранивший из политики демократов, якобы тем самым стал демократом. А если вождь вышлет из России всех манекенщиц, он разве станет манекенщицей? В лучшем случае – манекеном. Это же чистая каннибальная магия: съев врага, получаешь его силу.

Убежденность в том, что свято место пусто не бывает – как же она противоречит откровению: на месте святе бывает мерзость запустения, и даже ох как бывает! Если бы не так, то любой кесарь, забравшись на престол, был бы Спасителем, Мессией и Христом. К счастью, пустых мест еще много, хватит на всех. Новый Год по-прежнему стоит на пороге и стучит – и каждый волен остаться под замком трусости, предательства, холопства или впустить в себя новизну свободы.

*

Началось празднование 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга. Петербург – единственный город в России, которому юбилей к лицу, потому что юбилей – явление западное, в смысле «не русское, а западное», и Петербург – символ вестернизации. То, как юбилей празднуется – символ того, какая была вестернизация. Кратко ее охарактеризовал, поглядев на Петербург жарким летом 1839 года маркиз де Кюстин: «оштукатуренное болото». Не то беда, что болото, а то беда, что его оштукатурили. В конце девятнадцатого века сумели же сделать частью архитектурного, художественного болото, его испарения, туманы, жгуты его нервных растений - и стиль-то вышел какой: «модерн». В переводе с западноевропейского: «современный». Причем, русский модерн был вполне приличным, не имитацией, не убогим провинциальным подражанием. Успешной вестернизацией оказалась не та, которая пытается спрятать болото – от мира, но прежде всего, от самих болотных жителей и повелителей – а та, которая находит в себе силы признать: да, болото. Да, ядовитые испарения. Не будем скрывать, не будем думать, что мы одни такие. Будем осушать болото, рисовать болото, искать в болоте кочки… Вот тут-то модерн и кончился, и началась Великая Октябрьская социалистическая революция, которая продолжается, продолжается, и юбилей Петербурга празднуется совершенно по-революционному, оно же и по-царски. А все потому, кто кое-кто может властвовать лишь, опираясь на болото. И это не только к большевикам относится. Сказал же Максимилиан Волошин, что «царь Петр был первый большевик». Большевистский монархизм, он же монархический большевизм в том, чтобы пытаться заштукатурить болото, вместо того, чтобы дать свободу всем-всем, кто на болоте живет. И не надо бояться, что живущие на болоте, предоставленные самим себе, все испортят. Испортили те, кто ковырял нормальную землю вертикалью власти – вот и вышло болото. Уберите хоть немножечко вертикаль – вот и будет нормальная горизонталь, где болотистая, где возвышенная, но всюду разная и пестрая, то есть именно то, что так очаровывало царей в Европах. И вертикаль, между прочим, лучше убрать поскорее, а то ведь болотные жители они разные бывают – см., к примеру, мультфильм «Шрек».

*

Август 2003 года завершился гибелью моряков, перегонявших списанную подводную лодку. Тем самым словно оправдалось суеверное отношение многих жителей России к августу как к «черному», катастрофическому месяцу. Черный месяц в истории России один, и тот красный – это ноябрь или, по старому стилю, октябрь.

Поэтому люди, по сей день живущие последствиями революционной катастрофы, пытаются всячески изобразить себя невинными жертвами. Кто самый несчастный в истории с подлодкой? Судя по речам – несчастны начальники святой Руси: им приходится командовать ротозеями, готовыми потонуть, взорваться, задохнуться, лишь бы подставить руководство. Главковерх Путин всей тяжестью верховного копыта припечатал: «Море … не прощает никакой оплошности, ошибок». За ним поспешил и минобороны Сергей Иванов: «Элементарное легкомыслие, надежда на русский авось», и главный по корабельной части не преминул тут же поддакнуть: мол, все дело в "беспечности и халатности". А все-таки несчастны, пожалуй, как раз те, от кого требуют соблюдать инструкции, специально составленные так противоречиво, чтобы их нельзя было соблюсти. Жертвы те, от кого требуют не полагаться на русский авось, но ничего более существенного не предлагают: мол, денег в казне нет, ребята, вы уж там вывернитесь. Катастрофа происходит ежедневно, с первого сентября до первого сентября, с теми, кому предлагают жить по законам, чье лукавство превосходят даже лукавство судей, милиционеров и прокуроров. К счастью, в отличие от заточённых моряков, жертвы этой катастрофы имеют возможность не только стучать – на суше это как раз усугубляет трагедию, не только проклинать и страдать, но и соображать, как бы прорваться через все то, что с 25 октября 1917 года как всплыло на поверхность российской жизни, так и перекрыло кислород всему водоему.

*

В государственной думе завершился раздел руководящих постов. Партия большинства забрала себе посты председателей всех 29 комитетов и 23 поста первых зампредов. Немногое досталось не членам капээсэс (прошу прощения, что для удобства и ясности так обозначаю правящую партию).

Впрочем, некоторое количество беспартийных было в том, что заменяет в России парламент, даже при Сталине. Власть готова потерпеть шутов гороховых и нанайских оппонентов. Главное, чтобы на святом месте не было богохульников и антисоветчиков вроде Сергея Адамовича Ковалева. Власть относится к демократии вообще и к думе в частности как к лото, в котором выигрывает тот, кто первым закроет все квадратики с цифирками. Закрывать надо чем-то грузным, неразговорчивым и непрозрачным. Ковалевы на роль таких бочоночков не годятся.

Людям с пережитками холопства в сознании такое лото нравится. Им кажется, что выполнен принцип: «Свято место пусто не бывает». Раз место не пусто – значит свято. Раз дума заполнена – значит демократия будет. Пусть в думе нет демократов, но свято место пусто не бывает, следовательно, то, что на этом месте, будет демократично.

Одна беда: Господь Иисус в Евангелии довольно по-ковалевски сказал, что на месте святе возможна мерзость запустения. То есть, свято место пусто не бывает, но бывает заполнено такой мерзостью, по сравнению с которой пустота – железобетонная балка. И вот восседает человек, и карточка лотошная у него заполнена, можно кричать «бинго!» Но не кричит, а только все больше злится и клацает зубами. Потому что диктатура – это такая лотерея, в которой выигрыш диктатору обеспечен, да только этот выигрыш – пустота.

РЕСТАВРАЦИЯ ПУСТОТЫ

В России в 2003 году произошла, как наконец-то заговорили, реставрация. Только это реставрация пустоты. Новый этап неразвития. Идет бег по кругу: посажен один из немногочисленных нэпманов, другие нэпманы делают вид, что их это не касается.

Толпа всерьез обсуждает, посадят ли уже давно посаженного нэпмана. Отдельные западнические детали немного затуманивают картину: накануне нового года подчистую освободили ученого, которого чекисты обвинили в государственной измене. Освободили присяжные, суда которых он потребовал - и не ошибся. Но ведь ученый, вполне невиновный, уже два почти года отсидел, и в этом смысле чекисты победили.

Толпа всерьез обсуждает, действительно ли посаженный нэпман мог стать политэмигрантов или он сознательно стал политзаключенным. Политического в жизни нэпмана было, что он посмел в лицо президенту попросить, чтобы чиновники брали меньше взяток и раздавал по сельским школам компьютеры. По всем параметрам - российский (т.е. ухудшенный) вариант Сороса. Вернейшая опора режима - игра не в оппозицию даже, а в некое "строительство". Чтобы начальство, указав на "Московские новости", "Известия", "Открытое общество", "либеральных" православных и всех, тщательно избегающих малейшей - явной или тайной - конфронтации с властью, могло сказать: "И мы чувство имеем!" С таким же успехом отец семьи, показывая на ребенка, сооражающего из кубиков дом, может сказать: "И у меня строительный комплекс!" Не управляемую демократию построили, а управляемый эгоизм.

В духовной жизни - управляемое христианство. От прямо управляемого черносотенства Шевкунова и тонко управляемого ультра-черносотенства Лурье-Солдатова до самооскопляющихся либерального православия, католичества, протестантизма (у этих даже внятных лидеров нет, так они себя вдавили в снег) и либерально обрезанного иудаизма.

Толпа выбирала (не на выборах - в квартирах, в жизни) не между порядком и свободой. Порядок есть следствие свободы. У ребенка в комнате беспорядок настолько, насколько его давят родители. Толпа выбирала безопасность и поступала при этом очень рационально, взвешивая риски. Главную угрозу жизни и имуществу представляют не мифические террористы, которых тысяча-другая, а собственное начальство, его армия и его силовики, а это около двух-трех миллионов человек. Это они могут в любой момент отобрать у любого жители России имущество или жизнь, или и то, и другое. Отказ бунтовать, аполитичность, шизофреническое сочетание любви к любому начальству с ненавистью ко всем начальникам, - недурная самозащита. Правда, есть риск, потому что это тактический успех. А стратегически - подмороженная Россия, как и любой лед, очень хрупка.

Выбирать не приходится - режим стоит не на согласии толпы, а на поддержке - пассивной политической и активной экономической - извне. В этом отношении Россия похожа на Израиль, целиком зависящий от поддержки Запада. Пока Западу нужна российская нефть и не нужно защищать себя от российского нравственного разврата, он будет способствовать самим своим существованием российской несвободе, чему бы он ни помогал на словах. Покупатель, придя в магазин, уже оправдывает любое поведение продавца вне магазина.

*

2006 год: по требованию православных на Кашпировского наложили штраф за "незаконное целительство". Яркий пример реставрации: 20 лет назад выступления Кашпировского воспринимались как ослабление тоталитаризма. Впрочем, более ярким примером является содержание в тюрьме ("под следствием") "экстрасенса" Г.Грабового с 5.4.2006 г. Юридически его не могут осудить даже за мошенничество - вернее могли бы, если бы так же нарушили закон, как в деле Ходорковского (аналогом которому Грабовой во многих отношениях является) - но, видимо, Кремль санкции на беззаконие не дал. Двухлетнее пребывание в тюрьме без суда производит в идеологической сфере такой же эффект устрашения, как в экономической - длящееся издевательство над верхушкой одной из нефтяных компаний. Насколько близоруки и ограничены в понимании идеи свободы русские видно из того, что противники издевательств над бизнесменами есть, но не было защитников более 3-5 человек ни у противозаконного разгона российских последователей АУМ Синрикё и Белого братства, ни у Грабового, ни у кришнаитов.

*

Отто Лацис (Новые Известия, 26.10.2002): Депутат госдумы Рыжков "на вопрос журналиста, пойдут ли власти на такую уступку захватчикам, как дозволение митинга родственников заложников на Красной площади, ответил вполне разумно: какая же это уступка ..., если это конституционное право граждан России ...?" Через два часа после этого заявления митинги запретили.

*

Игорь Степанов (Известия, 12.11.2002): "Необходимо договариваться с носителями ислама, но не с главарями вооруженных боевиков, а с авторитетными общественными деятелями ... интеллигенцией ... Решение социальных вопросов, то есть представление "обиженным" не "рыбки", а "удочки" ... широкая автономия в составе России, строительство жилья, создание рабочих мест для молодых и энергичных".

Нет, не пойдет: если сделать в Чечне оазис, где цивилизованно власть общается с интеллигенцией, где строят жилье и создают рабочие места - туда все ломанутся из России, так что местность просто не выдержит и провалится куда-нибудь в Австралию. Для того и создана была "Чечня" как постоянно длящаяся трагедия, чтобы в России все помнили: не стремись к свободе, а то и с тобой обойдутся так же.

*

"Первый гражданин России, направленный призывной комиссией на прохождение альтернативной гражданской службы (АГС) по религиозным убеждениям, – 23-летний адвентист Юрий Хвалев – будет призван в ряды Вооруженных Сил в ходе осеннего призыва 2002. При этом более чем полугодовой период его работы санитаром в составе экспериментального муниципального отряда в 1-й градской больнице ему не зачтется в срок воинской службы. Мэр Нижнего Новгорода Юрий Лебедев официально признал эксперимент по введению альтернативной службы, проводимый городской администрацией с января 2002 года, незаконным и отказался от его проведения" (Мир религий).

Ай! Вот нельзя торговаться с большевиками. Они большие искусники по части растягивания закона, когда это им выгодно. Но более - никогда. И покупаться на то, что их внутренние склоки могут обернуться к выгоде дела, не стоит.

Впрочем, что молодой человек! Ведь этому в обед семнадцать лет уже: поддержите Горбачева, а иначе Лигачев! Поддержите мэра Нижнего, а иначе министр обороны! Поддержите Ельцина, а иначе Горбачев, Зюганов, Явлинский! Поддержите Путина, а иначе Зюганов, скинхеды, фашисты! И вот теперь профессиональные антифашисты Прошечкин, Гербер, кто-то от Явлинского поддержали закон против экстремизма, весь смысл которого - поощрить произвол властей. Так все и поддерживаем меньшее зло, которое благодаря такой поддержке вымахивает выше прежнего большего зла. Уж скинхедов и по прежнему законодательству можно было щучить. Ну не хотят! И делать вид, что имеет место торг с властью, подталкивание власти к норме, не надо - какая там власть! Просто гебуха прет как фекалии из выгребной ямы, куда бросили пачку дрожжей, и по дороге забавляется (даже без особой нужды, кстати) покупкованием образованного сословия. Которое с облегчением дает себя водить за нос и, в свою очередь, начинает искренне водить за нос еще менее образованных.

*

"Новая газета" сперва опубликовал диагноз Буданова, - очевидно не имеющий отношения к психиатрии, сводящийся к тому, что Буданова вывела из себя чеченка своими словами (а чеченка даже не знала русского языка). И тут вдруг диссидентская гвардия узнала автора диагноза - сотруднику института Сербского Наталья Конст. Печерскую, которая и Наталью Горбаневскую, и Гинзбурга, и Подрабинека записывала в психи по приказу чекистов (Новая газета. 10.6.2002). Пишет об этом Политковская - может, она уже поняла и то, что обвинения "сектантов" в зомбировании, которым она доверяла пять лет назад, - чушь? Во всяком случае, она уже поняла, что в 92-м напрасно "простили" чекистов - во всяком случае, принципиально решили, что лучше простить, а реально-то это решали не интеллигенты, а та же номенклатура.

*

Парад на Красной площади 9 мая 2002 г. Перед репортажем в роли разогревщиков оказались солдаты 45-года - точнее, кинопленка тогдашнего парада, которую к тому же раскрасили. Стало еще омерзительнее, чем раньше, очень уж заметны цинизм и отчуждение стоящих на трибуне, их равнодушное презрение к пушечному мясу - уж они-то знают цену собственным патриотическим словам. Диктор Кириллов - ведущий, совсем как при Брежневе. Те же интонации и слова. Примечательно, что многие критикуют православных за расхождение с католиками в дате празднования Пасхи, но никто ни разу не напомнил, что куда опаснее праздновать 9 мая вместо 8 мая. Не было никакой "великой отечественной", это придумка большевистской пропаганды. Не было никаких "тысячи четырехсотсколько-то дней" этой войны. Была Вторая мировая война, в которой мы позорно выступили в роли агрессора, а потом против своей воли стали бороться с нацизмом. И закончилась эта борьба 8-го мая! Именно потому большевикам и важно было отделиться от реальности хотя бы одним днем, чтобы заизолироваться.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова