Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

ДЕЗЕРТИРЫ В КЛЕТКЕ

 

АНТИЗАПАДНИЧЕСТВО

*

Иером. Макарий (Маркиш) посмел публично покритиковать Самого. Правда, перед этим сказал:

"Как и многие другие русские священники, при совершении Божественной Литургии, на Проскомидии, я неизменно извлекаю частицу из четвертой просфоры с молитвой "Помяни, Господи, богохранимую страну нашу Российскую, власти, воинство и народ ея, президента ея Димитрия и первого министра Владимира".

Вообще-то Путин - не первый министр, а премьер. И поминать премьера - это уже какое-то того... А Черномырдина тоже поминал?

Маркиша возмутили слова Путина, что если западный дипломат "пренебрег служебными обязанностями и ставит выше этого свое понимание о гуманности, то ему место не на госслужбе, а в церкви, пусть идет туда и работает".

Слова, действительно, не слишком православные. Чистый дворовый стиль, где "церковь" - это приют для убогих. "Вы не в церкви, вас не обманут".

Но замечательный кульбит произвёл иеромонах. Пожурив президента, он завершил нападками на тот самый Запад, который проявил гуманность: мол, религию унижают "в западном "пост-христианском" обществе с печальным постоянством".

Позвольте, так ведь Путин именно и ругал "пост-христианского" западного человека! Что ж выходит: доброго человека обругали и с антицерковных позиций, и с гиперцерковных...

Мамардашвили, помнится, создал яркий образ головы, в которой от изоляционизма мысли начинают расти внутрь себя, спутываясь в шизоидный колтун, словно бы волосы начали расти внутрь черепа. Тут - яркий пример такого колтуна. Добрый человек спас ребёнка, нарушив служебный долг - и его ругают одновременно и за религиозность, и за антирелигиозность. А он всего-навсего поступил по совести, просто спас ребёнка - не в целях антирелигиозной или религиозной пропаганды.

*

 

Ненависть к неграм, Западной Европе и США одновременно: Михаил Артемьев.

Деспотия стоит на том, что подданные не считают её деспотией. Такова, во всяком случае, российская деспотия. Впрочем, и всегда легче опознаётся угнетение завоевателями, чем своими. Сколько было (и остаётся) певцов патриархальной семьи - этой ячейки всякого деспотизма. В России 2000-х годов неспособность увидеть деспотизм, доходящая до добродушной улыбки в адрес тех, кто "зовёт волка", объясняется, возможно, традициями советской пропаганды. Революция ведь исходила из ненависти к деспотизму, часто преувеличивала деспотизм самодержавия, а после победы творила миф о деспотизма "мира капитала".

Поскольку фактической основы у мифа о капитализме не было, миф этот творился эстетически. За деспотизм выдавался грязь, нищета, природные бедствия, которые, если верить советскому телевидению, целенаправленно поражали капиталистическую часть планеты, заботливо обходя социалистический лагерь. Советские пропагандисты проецировали на Запад собственные реалии. Живя в грязи и нищете, советские люди не замечали грязи и нищеты у себя, веровали, что они - "за бугром". У себя же видели то, что показывала правительственная пропаганда. Солнце сияло, гуляли семьи с детьми и кушали мороженое в парках и тогда, когда умирали миллиона крестьян от искусственного голода. Так и в 2000-е годы необходимо некоторое дополнительное усилие, чтобы познать действительность, а не принять за действительность вызолоченный фасад.

*

Павел Бородин (Независимая газета, 11.6.2002): "У славянских народов свой особый путь - служить вере, царю и Отечеству, а не "золотом тельцу", как на Западе".

*

Хризостом Вильнюсский (Мартишкин) в интервью "Труду" (22.22.2000). Критикует НАТО за агрессию в Югославии. "Католичество и православие имеют много общего в вероучении, но есть принципиальные методологические различия".

*

Евг. Крутиков (Известия, 16.9.1999): "Взрывы в Москве радикально изменили настроение российского общества в отношении Чечни. Естественный результат этой перемены в умах — критика Хасавюртовского мира". Не надо говорить за все общество. Статья Радышевского — уже доказательство, что есть и те, кто после трагедии стал еще более призывать к миру. И они правы — невелика честь быть миротворцем, когда враг твой беспомощен, блаженны миротворцы, находящиеся среди волков.

*

Дума додумалась: все государственные языки России должны быть лишь на латинице. Запрет латиницы сформулирован, конечно, лукаво. Запрещают не латиницу и даже не татарскую независимость. Запрещают не столько восточную культуру, сколько западную. К стыду образованного сословия, начали играть с буквами не депутаты, с которых спрос невелик, а вполне сведущие люди, которые стали проповедовать, что русская культура потому такая великая, что у нее особый алфавит. Вот была бы латиница, и Россию бы задавила латинская церковь. Интересно, а если бы Кирилл и Мефодий ввели бы на Руси греческую азбуку? Между прочим, так называемая кириллица и есть греческий алфавит, только слегка разбавленный еврейскими буквами – потому что то, что некоторые патриоты считают особенностями славянской фонетики, очень даже является одновременно особенностью фонетики еврейской и даже отчасти иудейской. Но самое пикантное, конечно, что Кирилл и Мефодий именно отказались от греческой азбуки, они сочинили свою, на основе коренной славянской письменности, и назвали ее «глаголицей». Похожа эта глаголица… а ни на что она непохожа. Лишь после смерти святых братьев их ученики заменили глаголицу другим алфавитом и назвали его «кириллица». Так что, если уж толковать постановление госдумы строго буквально – а речь ведь о буквах, значит буквализм уместен – то надо срочно переходить на глаголицу с фальшивой кириллицы, в которой огромное число букв злокозненно совпадают не только с греческими, но и с латинскими (отчего иностранцы часто думают, что у нас на заборах пишут алгебраические уравнения с двумя известными им буквами и с одной неизвестной). А переходить надо, потому что, конечно, если тысячу лет писать ненастоящей кириллицей, так понятно, почему жизнь не ладится.

А татарам очень легко этот запрет обойти: не называть татарский язык государственным - и пишите, как евреи, на чем хотите. Я бы потребовал и русский язык освободить от звания государственного. А то говоришь и чувствуешь словно волосинку на языке - а это государственность мешается...

*

Гаяз Алимов и Максим Юсин с ужасом пишут о том, что Госсовет Татарии постановил перейти на латинский алфавит (Известия, 23.9.1999). Это разделит, боятся они, татар Татарии и татар России. Кстати, все среднеазиатские республики перешли на латиницу, как и Азербайджан. Но татары, по мнению авторов, "срослись" с Россией. Про украинцев мы тоже так думали! Вспоминаются Ильф и Петров: в ответ на просьбу о повышении оклада бухгалтера Кукушкинда ответил переходом на латинский алфавит. В 1920-е это считалось прогрессивным, чуть было русский не латинизировали, были бы как поляки. За латинизацию татарского языка авторы бранят татар "язычниками".

*

Василий Варварин в "Консерваторе" от 11.10.2002 критикует Запад за "беззаботность" - там-де главный праздник Рождество, а не Пасха, а значит, там сплошное веселье. Критика Космодемьянской церкви в Столешникове в Москве за то, что тут много знакомых автору лиц. "Храм - не клуб, и не стоит там встречи друзей и родственников устраивать". Распространенное желание в храме побыть анонимным, свидетельство того, что за пределами храма человек существует в избыточно коллективистской среде (или формировался в ней - чувство остается долго после того, как среда изменилась, тут надо проверять), у него дефицит уверенности в своей личности, - отсюда гиперзастенчивость и ресентимент. Церковь оказывается убежищем от всех тех проблем, с которым человек не в силах справиться, от "промывки мозгов" социумом. Конечно, можно и так использовать Церковь, как можно и государственной печатью орехи колоть.

Конечно, растворение в коллективе - опасность не меньшая, чем эгоизм. "Куды ж хрестьянину податси?" Выход довольно нехитр: творчество или, скромнее говоря, работа. Если человек всю неделю лежит на диване, а потом идет в церковь - он погрязнет в коллективизме. Если человек всю неделю тусуется, а потом идет в церковь - он погрязнет в индивидуализме. А вот ежели всю неделю да в поте лица - тогда есть шанс пройди между дикирием и трикирем. Правда, сама по себе деятельность не спасает - если она безнравственна, то все впустую и мираж. Можно в поте лица своего рубить головы весь день - палач или рыцарь, неважно - вечером после этого бесполезно как уединяться, так и растворяться.

*

Не обязательно быть христианином, чтобы тосковать по лаптям. Игорь Андреев одобрительно о сенегальском президенте Леопольде Сенгоре (Новое время, №39, 28.9.3, с. 35). Сенгор в стихах (белых, хотя и негр) выступает против "вестернизированного образа жизни, основанного на потребительстве, накопительстве, стяжательстве, эгоцентризма". Этому он противопоставляет не православие. "Присущая африканцам естественная "стратегия выживания" становится реальной альтернативой техногенному апокалипсису как императив дальнейшего существования людей. В этом смысле бедная Африка "нужна" богатой Европе не меньше, а скорее больше, чем Европа ей".

*

Сотрудник ИНИОНа Анат. Ракитов, автор книги "Путь России", р. 1929: "Я знаю настроения студенчества. Они - западники. Они хотят жить комфортно сейчас и здесь - хорошо одеваться, свободно ездить по миру, иметь деньги, не зависеть от жуткой государственной машины". Тогда и Сталин - западник. Вопрос в том, хочет ли человек жить по закону или он хочет подчинять себе других при помощи "жуткой государственной машины". Российские "западники" обычно хотят потреблять "по-западному", а руководить - "по-восточному".

*

Изоляционизм - это аутизм народа, когда вся культура ограничивается укреплением железного занавеса, а за занавесом - пустота. Гордо именующая себя духовностью.

Борис Межуев. (Мировая империя, ее "друзья" и "враги" // Политический журнал. - 26 июн. 2004 г. - С. 61-63). Яркий образец утонченного антиамериканизма, антидемократизма, антизападничества. На поверхности российской жизни те же явления, но в непристойном виде. Межуев представляет традицию, которая свернута внутри себя, отчаялась кого-либо убедить, но уж внутри себя очень уверенно продуцирует мифы. У этой традиции есть свои кумиры - некоего Артема Магуна Межуев называет "одним из наиболее интересных отечественных политических философо". Миф о том, что есть особая демократия - нелиберальная: "Иран является одной из самых демократических стран на Ближнем Востоке, другое дело, что эта "демократия" нелиберальна" (63) - со ссылкой на журналиста "Ньюсвика" Фарида Закарию. На основе этого мифа критика США за поддержку Израиля как якобы "демократической" страны в окружении стран "недемократических" (как будто бы Израилю угрожает Иран).

Американские неконсерваторы, по Межуеву, "хотят того же, чего хотел Гитлер: сделать свою расу (или цивилизацию) господствующей на всей земле. Единственное отличие неоконсерваторов от нацистов заключается в том, что цивилизацию они (внешне, по крайней мере) определяют не по крови и почве, а политически и культурно" (63). С таким же успехом можно сказать, что муха - внешне, по крайней мере - есть слон, ибо у нее, как и у слона, есть хобот.

Примечательно, что Межуев, обвиняя американцев в нацизме, сам как раз оказывается на стороне Гитлера - в еврейском вопросе, в ресентименте, в параноидальной боязни демократии и в желании считать деспотию идеальной (пусть не либеральной, поэтому идеальной) демократией.

Межуев возводил американский неоконсерватизм к немецкому политологу Карлу Шмитту, который в 1927 году заявил, что политика есть умение и возможность делить мир на друзей и врагов - хотя американский неоконсерватизм восходит к намного более ранней традиции. Конечно, выводить американский неоконсерватизм из одного-единственного немецкого автора, не есть признак интеллектуальной аккуратности. Якобы американцы отрицали за Россией в 1991 г. право иметь врагов.

Межуев критикует "мировой порядок государств и корпораций", двойной стандарт США в отношениях с разными странами. Он хочет, что США сразу воевали со всеми одновременно деспотиями? Или он хочет, чтобы они ни с какими деспотиями не воевали? Войну в Ираке не осудил только ленивый (Ватикан, к примеру, осудил). Но одно дело - осудить войну, а другое дело - объявить эту войну подобием гитлеровских преступлений.

*

Валерий Тишков критикует "Американский комитет за мир в Чечне", в который вошли более ста известных американцев из числа ученых, бывших политиков и дипломатов:

"Хотя внешние цели комитета объявлены как содействие миру и стабильности в регионе, а также забота о правах человека, но практическая деятельность этой организации направлена на противодействие восстановлению российскими властями контроля над регионом вооруженного сепаратизма и доведение до конца сецессии Чечни, которое уже казалось завершенным после Хасавюртовского соглашения в 1996 году. Вся исходящая от этой общественной организации информация по Чечне носит односторонний и даже намеренно искаженный характер, начиная с утверждений о якобы более чем 200 тысячах погибших чеченцев из числа гражданских лиц, о демографической катастрофе и 80% безработных в Чечне. Легитимные власти в республике намеренно не признаются, а федеральная программа постконфликтной реконструкции в республике замалчивается или третируется" (Тишков В. Антропология НПО // Новое литературное обозрение. - № 39. - 2005. - С. 31).

Оказывается, в России есть общественные организации, которые ведут "джихад против России на её собственной территории" (с. 31). И это не агент явной политической полиции, а "учёный", директор института, получавший множество западных грантов.

*

"По сравнению с Западом Россия – экономический карлик. Валовый национальный продукт только США составляет ныне 8 500 млрд дол. в год плюс Япония и европейские страны имеют вместе суммарный ВНП больше этой суммы, а в Росии, по оценке Игоря Бирмана с учетом качества производимого, в год производят только на 300 млрд дол. Сколько же можно украсть из страны, которая в год продает нефти на 10-18 (в зависимости от уровня цен) млрд дол и еще на несколько млрд дол. другого сырья и примитивного оружия, а остальное никому не нужно? Полагают, что ныне порядка 1-1,5 млрд дол ежемесячно (т.е. 12-18 млрд в год) незаконно из России перетекает в банки Запада на счета российских дельцов. Для экономики Запада – это мелочь о которой вообще не стоит говорить" (Снитковский В. Ксенофобия и антисемитизм в России и русской печати Америки // http://berkovich-zametki.com/Nomer3/Snitkov1.htm).

Стоит заметить, что антиамериканизм такими доводами не сломаешь. Он ответит: да потому США и богаче, что обокрали весь мир. Это та же логика, согласно которой в Москве высокие зарплаты, потому что высокие цены. Эта логика извращённого рассудка (но всё же это рассудок и всё же это логика). Сердиться на неё - все равно, что сердиться на человека, от которого пахнет. Но всё же помочь вымытся по возможности надо.

*

Игорь Бирман, экономист из США (наш соотечественник) защищает Америку (Известия, 10.10.1998), разумно отмечая, что нельзя сравнивать случай с Павликом Морозовым, который донес на отца, защищая государство, и случай с человеком, который донес на своего брата-террориста (Унабомбера), защищая жизнь его будущих жертв. Говорить, что в Америке "нельзя свободно обсуждать расовые проблемы", означает передергивать: в Америке непозволительны расистские заявления, а не обсуждение расовых проблем. Бирман считает неправильным утверждение: "Государственного принуждения необходимо ровно столько, сколько недостает у нас сознания долга и деловой чести". Он возражает: "Долга и чести недостает, но сами собой они не вырастут, а под государственным гнетом — и вовсе поникнут. Насаждение частной капиталистической экономики по меньшей мере убыстрит процесс морального выздоровления общества. ... Культурно-этические стандарты истинно демократической Америки не элитарные, а скорее мещанские. Понимая, что тут ничего не поделаешь, я, во-первых, согласен платить эту цену за жизнь в подлинной демократии, а во-вторых, легко нахожу свою "нишу", в которой мне никто ничего не навязывает".


Полковник МВД Андрей Олинтера-Хвили критикует конституцию: мол, как это 13 статья утверждает, что в России идеологическое многообразие. "Если государственные руководители объявляют, что у них нет идеологии, нет идеалов, идей, то возникает резонный вопрос: а куда же они ведут страну? Получается некий хаотичный процесс. Хотя ясно, что этого быть не может. Значит, какая-то идеология у государства все-таки есть, однако она почему-то не объявляется". Западные люди как огня боятся слова "идеология" именно потому, что не хотят, чтобы страна куда-то "шла", тем более - чтобы ее "вели" какие-то чиновники. Он же про организацию католических диоцезов в России: "Организовали их на территории предполагаемых стран, на которые хотят раздробить наше Отечество! Иными словами, католики находятся в команде, стремящейся развалить Российскую Федерацию". Православная Москва, №309, февр. 2004. С. 6. Интервью называется: "Миссионер - как разведчик в стане врага".


Павел Филиппенко, эстрадный певец (стиль "хардкор") защищает своего деда Мих. Зимянина, члена Политбюро, в том числе и за то, что Зимянин запретил к показу фильм "Звездные войны": "То были условия жесткой отвратительной игры - то же самое творилось и в Америке. Сейчас очень легко сказать, что Солженицын великий, а Суслов дерьмо, но это не нам судить, судить будут наши дети и внуки" (Известия, 8.7.2002). Полное изменение внешнего облика (Филиппенко - с гребнем, качок, "бунтарь") при полной неизменности душевного строя: лживость (в США ни один фильм советский не был запрещен к показу) и пребывании в ложных оппозициях: Солженицын противопоставляется Суслову.

*

Евг. Цыпин из СПБ. (Известия, 13.3.2000) тем, кто ставит России в пример Западную Европу: "Их благополучие зиждется на прочном фундаменте пятисотлетнего колониального грабежа и геноцида коренного населения четырех континентов. Может, пора наконец осознать, что никто никого в России насильно не держит". Третьемировская логика, завистливая, обвиняющая других в грабеже и сама мечтающая пограбить. Что, у американцев много компьютеров — они их у индейцев отобрали? Мы что, не грабили с шестнадцатого века татар, узбеков, поляков — и чем нам это помогло?

*

В "Радонеже" (№6, 2003, с. 15) Юрий Клиценко поносит США как империалистов, которые прикрывают империализм идеей крестовых походов, заканчивает поношением католиков за стремление уничтожить Русскую Церковь. А может, это не тот Юрий Клиценко, который в перестройку был молодым человеком, писал интересные статьи катехизического характера, обличал антисемитов, работал в ОВЦС?


Забавным образом, многие из тех, кто обвиняет свободолюбивых людей в западничестве, в том, что они не любят Россию, в личной жизни - абсолютные западники и от всего русского шарахаются за версту. Это, кстати, намного приличнее и порядочнее, чем попытка имитировать русскость, носить поддевки и смазные сапоги... Впрочем, теперь уже даже самые заядлые имитаторы русскости не решаются на то, на что решались еще в середине XIX века. Но когда персонаж, проводящий жизнь между Лондоном и Парижем, не пьющий ничего, кроме виски и коньяка, и по-русски говорящий и пишущий так, словно он переводит с японского, обвиняет абсолютно русского человека, только западника, в русофобстве, это веселит.

Как опадает осенний лист, так уезжает на Запад укомплектовавшийся комиссар, в крайнем случае, его дети. Глядя на изумительный октябрьский багрец Новой Англии, потомство номенклатуры иногда объясняет своим детям, уже вовсе не говорящим по-русски, что Россия - хорошая страна, только очень, очень рабская психология у населения... И при этом невольно мечтательно вздыхает.


Из речи патриарха на епархиальном собрании в декабре 2001 г.: "Христианская жизнь есть брань с духами злобы поднебесной, но кажется, что в наше время зло вышло из подполья и бесстыдно заявляет о своей победе над злом. Западный мир без покаяния и скорби са именует себя постхристианским" (Советская Россия, 4.1.2).


Правительство утвердило квоту на приглашения иностранцам работать в России: 500 тыс. человек (Труд, 4.1.3). Кремль отказал продлить разрешение на пребывание в Чечне миссии ОБСЕ, и во всей России - американскому "Корпусу мира". Глава Лубянки заявил, что американские волонтеры, которые учат (бесплатно) русских английскому и бизнесу - "занимались сбором информации о социально-политической и экономической обстановке" (Известия, 30.12.2). Забавно: не хватает слова "секретной".

Ир. Албегова, зав. кафедрой Ярославского ун-та в Труде 6.5.3: она еще возглавляет центр «Социс», получали гранты на социальные программы от правительства США, на очередной проект из посольства позвонили, что они получили 10 тысяч долларов, но она решила отказаться – американцы в тот день обстреляли колонну с российскими дипломатами. «Я не могу брать деньги от страны, с легкостью нажимающей на спусковой крючок».


Директор института истории России Анд. Сахаров, хорошо сохранившийся с брежневских времен кадр, который спровоцировал наезд, сразу сделал любимый ход большевистской пропаганды: мол, надо запретить этот учебник и не оглядываться на США, там "все учебники истории написаны под копирку", там неугодных историков "убирают из системы школьного образования" (Известия, 28.11.3). Аналогичный ход у Юр.Сергеева (Комсомольская п., 29.11.3): "Вообще, "наезжать" на главу государства в учебнике, рекомендованном Минобразования для изучения в государственных школах (!), - это уже нечто новое в демократии. Представим, что в учебнике по истории США американским школьникам предложат ответить про Буша - он обыкновенный милитарист или оголтелый империалист? Увидит ли вообще такой учебник свет?" Во-первых, в США есть и не государственные школы, а в России - увы. Во-вторых, скорее всего, в США такой учебник свет увидит. В-третьих, в США вообще правительство не финансирует издание учебников. В-четвертых и главных, Сергееву нравится отсутствие демократии или демократия? Он против США, потому что Буш милитарист, или он против США, потому что там запрещено (якобы) критиковать Буша как милитариста? Ответ: он не за то и не за то, он просто обладатель спутанного, клочковатого сознания.


Сергей Хоружий в статье о традиции и будущем, очередной фантазии на тему "исихазма", пишет с заглавной буквы выражение "Духовная практика", оба слова в сочетании "Антропологическая Граница". Пинает "западный" антропологизм, который-де "потерпел крах", "помер", осталась лишь субъектность (Вестник российского гуманитарного научного фонда", №3, 2000, с. 33. Это он производит проект"Философская антропология и мистический опыт православия" (будучи научным сотрудником Математического института им. В.А.Стеклова) - грант РГНФ 97-03-04284а.

 

Протоиерей Валентин Асмус, "Завтра", март 2003 года: "В страшные дни новой мировой схватки христианам всех стран остается молиться о скорейшей погибели Америки — средоточия мирового зла. Не нужно придумывать слова этих молитв — достаточно взять указатель к Библии и собрать всё, что сказано о Вавилоне. Горе тебе, Вавилон, город крепкий! Пал Вавилон великий". Особенно мило, конечно, навешивать на Америку сказанное, как ни крути, именно о непосредственном предшественнике Ирака.

Асмус защищает, как ему свойственно, монархию очень оригинальным рассуждением: "Когда американский президент Вильсон требовал упразднения Германской монархии, он открывал дорогу Гитлеру. Но когда преемники Вильсона потребовали упразднить Японскую монархию, японцы, раздавленные варварскими ядерными ударами, согласились исполнить все пункты американского ультиматума, кроме упразднения монархии. И Япония выжила, в отличие от духовно погибшей Европы. Виноват не столько варвар, упоенный своей "демократией", сколько европейцы, идущие у него на поводу, признавая в Америке свое родное, своего выродка".


Вот как итожит митр. Кирилл Гундяев успехи, достигнутые в борьбе со свободой вероисповедания: "Западные миссии в нашей стране по сути своей являются инструментами некоей колониальной политики ... Но не все так мрачно ... В последние годы нашей Церковью подписаны соглашения о сотрудничестве с министерствами образования, обороны, здравоохранения ... И хотя выполняются они не везде, не всегда и не в полном объеме, сам факт их появления говорит о том, что усилия Церкви по противостоянию духовной агрессии вызывают понимание и поддержку со стороны государственно мыслящих политиков. А это дает повод для оптимизма" (Труд, 7.6.3).


А.Левинтов из США критикует американцев, которые женятся на русских: это-де "сексуальное рабство" (Известия, 16.9.3). Уж не голубой ли? Может, тоже неудачно вышел замуж? Потому что какой странный критерий: несчастная русская жена, "завести любовника она не может - если муж узнает, он автоматически расторгнет брак и вышвырнет ее из страны в 24 часа". Редакция представляет Левинтова как американца, правда, в США он живет семь лет. Своеобразный человек и своеобразный критерии: "Америка как бы создана для желающих спиться: минимальная зарплата в Калифорнии, например, составляет 7 долларов в час, а галлон водки стоит всего 9 долларов. Где в России простому человеку можно заработать за день 25 литров водки?" Бедный Билл Гейтс, сколько ж он-то водки выпивает в день! Или он в ей купается? Статья написана, кажется, под воздействием жидкой валюты: "До соплей обидно, что они [русские дамы] увозят с собой великолепный генетический фонд, невостребованный в Америке и искажаемый пьяными мужиками и дымными заводами в России". То есть, американцы не только ввозят наших дам, но и не заводят от них детей? Давно пора принять закон о генетической безопасности, запрещающий рожать от идиотов. И создать комиссию, которая будет определять, идиоты возможные родители или нет. Смешанного состава - из думцев, администраторов президента, мэров, а также старших по подъезду.


Кажется, я не выписал эту жемчужину: еп. Феофан Ашурков, Русь державная, №4 (31.3.2003, с. 1) осуждает вторжение США в Ирак: "А где гарантия, что страна, которая называется Россией, в какой-то момент тоже не понравится сверхдержаве? Где гарантия, что не будет принято решение отправить военную силу "наводить порядок" и в нашей стране?" 15.4.3 Наталья Нарочницкая, потомственная советская элита обученных грамоте товарищей: "Америка приберегает Россию на десерт". Общество атомизировано, безрелигиозно, а "в безрелигиозном обществе невозможна соборизация отношений личности и социума". Россию загоняют за Уральский хребет (Комсомольская правда).


Очередной призыв к закрытию Россию, Алексей Крашаков (Аргументы и факты, №24, 3, с. 8, "Страна на крючке у западных производителей еды и техники"). Примечательно глобальностью: есть "продовольственная безопасность" ("импортным должно быть максимум 20% ... продовольствия"), "экономическая безопасность" ("доля отечественных авто на рынке снизилась на 10%"). Вывод: пусть правительство дает деньги отечественным производителям. Антиамериканизм: директор ин-та внешнежконом. связей при Минэконразвития (ну и названьища!) Игорь Фаминский утверждает, что США специально продавали в развивающиеся страны дешевое зерно: "Если те не соглашались с политикой Америки, то поставки преращались, и в странах начинался голод".


Когда жители стран третьего мира жалуются, что из них качают нефть и прочие ресурсы, что им навязывают гамбургеры и травят чизбургерами, отчего у них происходит ожирение и порок сердца, то полезно вспомнить, что сравнительно недавно, когда Дания, Франция, Италия были такими же неразвитыми, а Соединенных Штатов даже в проекте не было, весь мир был третьим. И было намного хуже, чем сегодня: умирали не от ожирения, а от охудения, а нефти было хоть залейся, и использовали ее - в России, к примеру - чтобы сжигать вероотступников. Если вдруг первый мир исчезнет, или если третий мир начнет бойкотировать всех, кто не третий мир, то очень скоро третий мир рухнет даже не в средневековье, а просто в охоту и собирательство, и демографические все его проблемы решатся путем быстрого и окончательного сокращения населения до когдатошних миниатюрных размеров. Достоинство первого мира в том, что без него невозможно поддерживать даже на нынешнем уровне существование третьего. И если, как уверяют многие люди, экономическое процветание первого мира каким-то загадочным образом связано с его отказом от судебного произвола, когда можно запросто обвинить человека в убийстве вполне живого священника, то можно и потерпеть эту вздорную верность Запада букве юриспруденции.


В русском антизападничестве слились инфантилизм, ресентимент и коллективизм. Это ресентимент лисицы, обзывающей виноград зелёным: антиамериканизм бранит Запад именно потому, что хотел бы Запада, но не чувствует себе силы достать его: "Райская западная жизнь не такая уж и райская, а сухая и материальная". Россию не любят: "Люди неприветливые - в лифте не здороваются, в магазине продавца не дозовёшься, и образование испортилось, и перспектив мало".

Это инфатилизм, боящийся Запада как сурового учителя: "А за невыполненное задание в каком-нибудь Cambridge University последует жестокое наказание". Выход - в коллективизме, который по-смердяковски бравирует своей циничностью: "Куда приятнее, выходя из дома, тихо пробурчать "здрасти" бабульке, очередной раз ругающейся с соседями, чем, улыбаясь во все тридцать два зуба, сказать "Hello!" и погрузиться в серый туман безразличия" (все цитаты из анонимного письма в журнале "Новый очевидец". 6 дек. 2004 г., с. 3).

"Туману" западной разобщённости, где все друг ко другу якобы безразличны, противопоставляется "дым отечества". Разумеется, такое антизападничество противоположно Пушкину, который любил дым отечества, будучи вполне западным человеком, любил своё, не проклиная чужое и менее всего наслаждался возможностью "не выполнить задания". Такое антизападничество паразитарно - оно смертельно боится потерять Запад, ибо натуральное хозяйство, автаркия канули в прошлое. Это антизападничество не поедет в Урюпинск, оно будет искать секретарское местечко в Москве, чтобы слушать западную музыку, одеваться по-западному, ходить туда, где кормят, говорят и развлекают по-западному, и даже русское "своеобразие" эти антизападники ценят точь в точь, как западные туристы - отстранённо. Боятся запачкаться блевотиной соотечественников, а когда погружаются в собственную, то делают это с цинической, но добродушной самоиронией.

* * *

Александр Гордон: "В Америке я понял, что большего рабства, чем желание во что бы то ни стало быть свободным, еще никто не придумал. И потом, жизнь у нас одна, и жить надо в тех местах, где хоть кому-то можно верить. У нас можно благодаря нашей отсталости, благодаря тому, что мы еще не цивилизованная страна" (25.3.4, Нов. Известия). Станислав Белковский: "Соединенные Штаты несут миру уже не просто кока-колу и Мэрилин Монро - новую религию. И религия эта - отнюдь не христианство, Это - учение о растворении человека во всемогущей техносфере, председателем Верховного совета которой и является новый бог - антропоморфное существо с американским паспортом" (МН, 26.3.4, С. 20). Господам этим можно было бы поверить - как верится в искренность бен Ладена. Но эти на своем антиамериканизме делают деньги. Причем деньги с минимальными промежуточными звеньями получают от того самого правительства, которое заявляет о своем не-антиамериканизме. К тому же все формы, в которых выражаются эти господа - совершенно американские, это не славянофилы, которые пытались походить в армяке, и, опять же, не бен Ладен. Они не ругают Америку, они Америку предают, чтобы жить как можно более по-американски в потреблении и как можно более по-советски в производстве.

*

 

Константин Боровой, главный редактор журнала "Америка иллюстрейтед", бранит США: "Нас продолжают бояться за границей, выстраивают (уже с той стороны) новый железный занавес. Они имеют на то право. Но они неправы в другом — когда говорят, что все беды России происходят не от того, какую модель экономики она выбирает, а от того, насколько россияне нравственны. Это рассуждения "жирных", глядях из богатого Нью-Йорка на нашу бедную жизнь. "Вы, россияне, курите слишком много!" Или еще того смешнее: "Вы слишком много мяса едите, поэтому чересчур агрессивны". Унизительный взгляд на Россию "жирного" западного человека, рассматривающего всех нас как некий муравейник. Да, мы боремся в себе за то, что называется нравственностью. Всю жизнь будем бороться. ... Добро только так и утверждает себя — нескончаемой борьбой со злом. Но не будет никогда идеальной ситуации, абсолютного добра" (Вечерняя Москва, 11.5.2001).

 

Митр. Ташкентский Владимир (АиФ, 3.9.2003, №36, с. 13): "Русский вектор диалога цивилизаций", против США: "Мало нам было большевицкого интернационализма? Теперь хотят сделать из русских американизированных "общечеловеков". ... Для русского человека правильно любить Россию - значит быть православным. ... Среди апологетов фашизма антирусского я вижу весьма влиятельных персон. И книге Збигнева Бжезинского "Мир без русских" место на одной полке с "Майн кампф".

Призывает к плюрализму: "Наша планета подобна роскошному саду ... надо ли придавать этому миру единообразие, обрубать все ветви и подрубать корни при помощи американского томагавка? И не упадет ли во время такой процедуры одно из деревьев на голову дровосеку?"

*

В Москве в январе 2005 г. российская номенклатура организовывала для своих детей новогородние спектакли, в которых "добрый Дед Мороз побеждает злого Санта Клауса" (Туманов Б. Как упоителен в России розги свист // Новое время. - 9 янв. 2005 г. - С. 6). Фельетонист делал акцент на том, что "Дед Мороз" - это "порождение" Санта Клауса, но исторически прямой связи не было, Дед Мороз в конце XIX века появился в России как персонаж сугубо местный, "фольклорный". Так что справедливее рассматривать борьбу Деда Мороза с Сантой как борьбу Даждьбога со св. Николаем. То, что побеждает языческое божество, подчёркивает поверхностность православизации.


США становится традиционным у русской бюрократии козлом отпущения: из-за них де всё плохо. Директор правительственного института США и Канады Сергей Рогов: "В начале 90-х именно эта команда (демократов США, Клинтона - прим. Я.К.) любила назначать нам премьер-министров и проводила печатно знаменитую приватизацию. Этим объясняются антиамериканские настроения в российском обществе". -

Пример антиамериканизма, антизападничества и расизма антинегритянского сразу - М.Артемьев, 2004.

Наталья Айрапетова (Независимая газета, 27.4.1999) обругала российских правозащитников (не имеют патриотических чувств) за поддержку НАТО и защитила демонстрантов у посольства США. "Пришли к посольству и студенты элитарных московских вузов, например МГИМО, чтобы внятно и спокойно сказать ... у России есть свое национальное достоинство и свои геополитические интересы" (что, геноцид косоваров — это наш интерес?). "Подросло первое "непоротое" поколение, действительно по-европейски образованное, знакомое и с правами человека, с европейскими нормами (растоптанными у них на глазах просвещенной Европой и демократической Америкой), но при этом сохранившее нормальные патриотические чувства". Фрейдистские проговорки: демократические нормы Айрапетова не считает русскими. А студенты МГИМО — вовсе не первое непоротое поколение, они все те же дети номенклатуры, безнравственные и зависимые от власти.

Наталья Айрапетова (Независимая газета, 18.5.1999): «альянс публично продемонстрировал то, что вы не найдете ни в одном международном документе по защите прав человека и главного его права – права на жизнь, а именно: что жизни американцев и европейцев (которым ни в коем случае нельзя рисковать в этой войне, но можно безнаказанно убивать других людей) ценятся намного выше, чем жизни всех остальных». Да уж, мы показали в Чечне образец беспристрастия: чужие жизни нам были столь же дешевы, как свои. Натовцы показали не то, что считают одну жизнь лучше другой, а то, что искренни тогда разговоры о защите жизни дальних, когда готовы защищать ближних. И то, что НАТО не потерял ни одного солдата – главная победа.

*

В апреле 2006 г. в Москве прошёл XI Всемирный русский народный собор, на котором выступил митр. Кирилл с очередным осуждением прав человека как ложной идеи. "Собор" принял соответствующее постановление. Многие газеты подвергли идеи митр. Кирилла резкой критике, что вызвало встречный вал пропаганды - и, прежде всего, возмущение самим фактом критики.

Между тем, в США, например, такая полемика, кстати, вполне нормальна - у одного иерарха и одной религиозной организации такое мнение, а у других другое, они спорят публично и не публично. Почему же в России нормальные публичные возражения митр. Кириллу вызывали такое негодование? Потому что действует принцип "держи вора". Все отлично понимают, что "всемирный русский собор" не какая-то "частная лавочка", что он озвучивает те проекты, которые власть пока не хочет озвучить сама, но одобряет. Этот собор собран был на деньги налогоплательщиков, на нём выступили высшие государственные чиновники.

Митр. Кирилл уже 15 лет проповедует свои взгляды, и спорить с ним секулярные публицисты не хотели именно потому, что это были личные взгляды одного религиозного деятеля. Но после того, как в декабре 2005 года президент подверг правозащитные организации публичным оскорблением, Лубянка организовала против них кампанию клеветы, Дума принял против них закон - в этих условиях выступление Кирилла заслужило к себе особого внимания. Слабое в России гражданское общество, но всё-таки оно есть, оно и выступило в защиту своих ценностей. Успешно выступило - противники свободы сразу стали говорить, что их неверно поняли.

Аналогичным образом, гомофобия распространена во всём мире, но только в Москве в мае 2006 года православные гомофобы - несколько десятков членов Черной сотни - публично нападают на гомосексуальный клуб и хвастаются тем, что милиция их не останавливает. Организатором стал Русский общенациональный союз, однако в нападении приняли участие прихожане храма свт. Николы на Берсеневской набережной, и в погроме участвовал настоятель этого храма иг. Кирилл Сахаров (раздавая благословения бритоголовым погромщикам). Глава "Чёрной сотни" Штильмарк призвал и далее проводить такие силовые акции, распространяет информацию о том, где будут собираться гомосексуалы, призывает к насилию. В этих условиях говорить о том, что гомосексуальные половые отношения греховны, но не добавлять, что всякое насилие по отношению к таким грешникам должно быть исключено - лукавство. К Евангелию такая гомофобия не имеет ни малейшего отношения.

Пресс-секретарь Московской патриархии священник Владимир Вигилянский сообщил: "Благословения на подобное выступление верующих патриархия не давала, есть социально активные прихожане, которые по собственной инициативе выступают с протестами". В Союзе православных граждан, члены которого выступали против предполагаемого гей-парада, также заявили о своей непричастности к нападению. Однако пресс-секретарь СПГ Кирилл Фролов добавил, что понимает мотивацию нападавших: "Если извращенцы получат моральную прописку, то процесс распада и разложения России может сделаться необратимым".

Жена Вигилянского Олеся Николаева, получившая 50 тысяч долларов от "РАО ЕС РОССИЯ" выступила на сайте Фролова с пространной проповедью: якобы весь русский народ коллективно будет отвечать, если не выступит против гомосексуализма, как ответили коллективно жители Содома - и далее она добавляет и про евреев, которые не выступили в защиту Господа Иисуса Христа. Оказывается, падение Иерусалима - это наказание за "коллективный грех". Тут Николаева старается выразиться не слишком прямо, тема слишком щекотливая, - но всё-таки выражается.

"На все лозунги радикального либерализма, требующего себе права на безграничное самовыражение, в частности, на права сексуальных меньшинств, и тем самым накладывающего на нас бремя коллективной ответственности за причастность к этим извращенным игрищам, мы тоже можем заявить свои права — права российских граждан на свободу от этого агрессивно вторгающегося в нашу жизнь постыдного порока".

Это антихристианская логика. Это лицемерная логика и лукавая. По этой логике отличный от г-жи Николаевой человек вообще не имеет права пройти по улице. Эту логике проповедуют те, чьи чувства, видите ли, оскорблены созерцанием протестантских литовок или горбатых еврейских носов. Эта логика людей, чьё лицо никак не хочет заканчиваться своими щёками. Танцует на сцене актёр, изображая Николая Романова - такой человек чувствует, что его по щеке ударили. Идёт в кинотеатре порнофильм - такой человек чувствует, что его глаза насильно приковывают к этому фильму. Для таких людей именно Господь Иисус сказал "подставь щёку", но именно такие люди лёгким щелчком скинули слова Господни со своего плеча, словно пылинку, - сие, мол, нужно понимать буквально, а к духовной щеке, к духовным пощёчинам это не относится.

Паранойя моралистов очень и очень избирательна. В России совершалось и совершается множество публичных грехов. Но разве протестовала Русская Церковь против гомосексуализма Ивана Грозного? (Для Николаевой, впрочем, никаких таких грехов не существовало никогда - Москва для неё "столица некогда святой Руси", и ей мнится, что можно запретами и зачистками вновь сделать "святой" целую страну). Сегодня разве парад геев, а не военные парады и военные преступления - главная беда России?

Как и всегда, бросание камнями в грешников и призывать к оному бросанию свойственно именно грешникам. Те, кто хотят овладеть другими, изнасиловать других - не одного человека, а целый народ подчинить своей личной воле - те особенно озабочены чужим сексом. Это справедливо не только по отношению к современным российским православным ханжам, это справедливо и по отношению к тоталитаризму, который словно тень сопровождает власть внутри любой конфессии и любой религии.

*

Антиамериканизм в России вдохновляется, помимо прочего, жаждой устранить владельца украденной тобой вещи. Такого же рода была ненависть к «бывшим» - к дворянству, к интеллигенции – разгоревшаяся после революции. До революции-то не было, а как украли фабрики-заводы-пароходы-библиотеки-газеты, так стало стыдно. А стыд без покаяния – источник глубочайшей ненависти, вплоть до репрессий.

Все те, кто поливает грязью Запад, сами – лишь эпигоны Запада. Мелкий пример. Знаменитые американские комики братья Маркс. В интернете множество роликов, где Граучо Маркс ведёт в 1950-е годы телешоу, спонсируемое производителем автомобилей «Плимут» (кстати, чрезвычайно похожих на «Волгу»). Манера говорить, внешность и т.п., - всё воспроизведено с максимальной точностью Максимом Галкиным. Кроме одного – у Галкина нет марксова чувства юмора. Он пытается его имитировать, но выходит обычное советское хамство, только утончённое. А если посмотреть на Гарпа Маркса – ба, да это же Леонид Утёсов и все «Весёлые ребята»…

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова