Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СТРАНА ДЕЗЕРТИРОВ

ПРАВОСЛАВИЗАЦИЯ ИСТОРИИ

 

18.12.2002 в Самаре установили купол с крестом на первой в России церкви при государственной школе (№54), в честь последних Романовых (остальным новомученикам почему-то маковки не досталось). Строится на средства властей. В школе завели комнату с материалами о Романовых. Был уголок ленинский, стал романовский. Ну что протестанты сердятся на культ святых, а либералы - на почитание Николушки с Матронушкой? Радоваться надо, это же чудо и милость Божия, что идолопоклонники почему-то чаще паразитируют на людях, чем на Спасителе. Могли бы ведь опошлить и Евангелие, но, к счастью, - нет.


Надежда Арабкина (Московский комсомолец, 9.2.2002): "Чапаев был глубоко верующим человеком. Уже будучи красным командиром, он не переставал молиться перед боем".


Перенесение "главного" праздника советской России с 7 ноября на 4 ноября законом от 2004 года неожиданное указание на то, что президент относится к религии не только как к предмету манипуляций. Очевидно, что 4 ноября выбрано прежде всего как праздник одновременно и религиозный, и националистический, именно таково традиционное восприятие освобождения Москвы от поляков в 1613 году. Более того, это праздник более религиозно-националистический, чем просто националистический. Даже в разгар празднования 300-летия династии Романовых события 1613 года о не ставились выше событий 1380 и 1812 года. А вот в 1990-е годы в идеологии неоправославных они были поставлены выше во-первых, как победа над католиками, во-вторых, как победа благодаря Казанской иконе.

Нет оснований предполагать, что президент (который безусловно единолично принимал решение о празднике, - думское голосование было уже простым штампованием воли Путина) рассчитывал на использование этих мотивов в правительственной пропаганде. Остаётся предполагать, что Путин произвёл перенос праздника прежде всего для своего собственного душевного равновесия. Если это так, то религиозность президента далеко не столь поверхностна, как можно было предполагать ранее, и влияние одного из лидеров православизма о. Тихона Шевкунова на президента серьёзнее, чем можно было предполагать.

Религиозные деятели, пытающиеся соединить западническую, католическую ориентацию с лояльностью к президенту, предпочли не заметить очевидных антизападнических и, точнее, антикатолических аспектов переноса праздника. Официальные представители Римо-Католической Церкви заявили, что 1613 год уже не ассоциируется с религией в целом и антикатоличеством в частности. Поддержал эту позицию и заведующий религиозным отделом правительственной библиотеки иностранной литературы в Москве, часто выступающий на католических конференциях священник Г.Чистяков.

"Радонеж" утверждет. что "митрополит Кирилл в 1980 году осудил на международной встрече советскую агрессию в Афганистане" (№142, 2004 г., с. 5). Припоминаю, что мне упомянутый митрополит говорил, когда еще между нами был возможен разговор, что он каким-то образом уклонился от обязанности защищать агрессию или еще каким-то образом отфрондировал, но чтобы он осудил... нет, такого не говорил. Впрочем, по себе знаю, как бывает, если никем не контролируем: человек выдумывает себе необходимое прошлое. Хотелось бы поточнее цитату - что это за небывалый такой случай. Не в том смысле небывалый, что митр. Кирилл не мог отклониться от линии - мог, хоть и не до такой степени. А в том смысле небывалый, что ему не дали за это по шее.


Мария Март (АиФ, №18, 4.5.2004): повторение мифа о том, что митр. Илия Карам имел видение Богоматери, сообщил о нем Сталину, с иконой Казанской обходили СПб. Новая деталь: Гитлер был потрясен тем, что с началом войны в СССР "были вновь открыты 20 тысяч храмов".

В таком изложении миф особенно абсурден, ибо 20 тысяч - это общая сумма храмов к концу войны (и то преувеличенная), и что из них открыли во время войны лишь две трети, и открыли не в "СССР", а именно на тех территориях, которые были "под немцем".


Свящ. Максим Козлов с гордостью отмечает, что среди канонизированных МП новомучеников - иосифляне. С такой же гордостью, с которой тридцать лет назад МП рапортовала о победе над иосифлянами (Козлов в том же Радонеже, № 141, дек. 2003, с. 8-9).

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова