Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

ДЕЗЕРТИРЫ В КЛЕТКЕ

 

ПРАВОСЛАВИЗАЦИЯ

С точки зрения советской психологии концом Бородинской битвы стало 14 сентября 2007 г., когда президент выступил против принуждения к занятиям ОПК. Однако, не было ли это выступление лишь прикрытием для принуждения? Путин, кстати, лишь сказал, что для введения ОПК в обязательном порядке надо менять Конституцию, что "сейчас" делать "не время". То есть, возможность изменить в этой части Конституцию, в принципе есть, только надо подождать.

Митр. Кирилл Гундяев: "Мы должны вернуться к воспитанию ценностей" (Известия. - 20.4.2007. - С. 6). Это, наверное, оговорка, но оговорка характерная - типичнейшее проявление большевизма. Вера в прогресс подразумевает, что ценности - существуют. Идея ценностей, сформулированная социологами конца XIX века, означает, что - в отличие от целей, которые задаются и в этом смысле являются условностью, навязываемой реальности - ценности существуют реально, они есть итог согласия людей относительно того, что они считают ценным. "Воспитывать ценности" абсурд не только грамматически, но и онтологически. Можно сказать грамотнее: "Воспитывать уважение к ценностям", "поощрять принятие ценностей", но это будет так же абсурдно, ибо "ценность" по определению есть то, что уже уважают, что уже приняли. А если не приняли - не ценность в социальном значении, т.е. чей-то личный идеал, но не принятый большинством. Обычная вера в прогресс есть вера в то, что идеалы и ценности большинства позитивны и могут быть реализованы. Большевизм не верит ни во что, кроме насилия, менее всего доверяет большинству и старается его раздробить, и с лёгкостью меняет идеалы, если ему кажется, что новая "ценность" поможет манипуляции другими.

Бородинская битва

* * *

Священник Александр Деревянко, которого обвинили в том, что на его уроках Закона Божия школьники копают картошку, дал интервью. Провинция-с! Сколько интересного вывалил: "Дети не копали картошку, никто из учащихся даже и не держал в руках лопаты. Дети убирали картошку за лошадью, которая шла по полю, а это разные вещи. И, кроме того, это скорее не поля, а огороды Воскресенского женского монастыря". И это был не урок ОПК, а урок трудового воспитания. И пусть не жалуются цыгане, что их заставляют ходить на Закон Божий: "У цыган нет национальности и они православные люди". Жалобы протестантов на то, что их зовут сектантами, безосновательны: "Разве это преступление называть сектанта сектантом? Разве возмущаются, когда называют тракториста трактористом? Действительно в Белянской школе учатся сектанты – дети из протестантской церкви".

"Эти секты появились на волне разложения нашей страны и нашего государства. Надо познакомить сектантов с тем, как жили наши предки. Скажите пожалуйста: какое отношение имеет любая евангельская секта к Куликовской битве? Никакого". Ага! Деревянко лично Мамая с коня сверг...

И, наконец-то, наконец мы узнали, что такое культурология:

"Вопрос заключается в том, чтобы повернуться к своим корням, а молиться насильно никто не заставляет. Нужен правильный культурологический подход, не обижающий никого – человек, изменивший своей традиционной религии, должен знать нашу историю".

Инквизиция - общество охраны экологии культурологии. Нет таких слов, которые бы не могли извратить большевики!

Среди прежних афоризмов Деревянки:

1997 год - призыв выйти "из всееретической организации Всемирного Совета Церквей".

2005 год - просьба у районных властей денег на ОПК, потому что "уже открыто сказал Президент РФ В.В.Путин, что России объявлена террористическая война, сотни детей, родителей, педагогов погибли в городе Беслане от рук террористов, попирающих все религиозные морали, в том числе и православные".

*

С сентября 2006 года 11 областям, где курс уже обязателен, добавились 4. Классический номенклатурный приём: пока зло не совершилось, предлагают считать, что совершится добро, а когда зло совершилось... Признаться, лично у меня это вызывает чувство облегчения: чем больше единоверцы из Патриархии советизируются, тем яснее, почему не быть с ними - важнее, чем демагогия о "единстве". Другое дело, что есть люди, которые настолько индивидуалисты, что ни о единстве не разглагольствуют, ни о борьбе с иноверцами... Ходють в церкву, молются, по сторонам не глядять, ничего кроме акафистов не читають - ни Меня, ни Нилуса. Много ли таких, интересно...

Борьба за введение уроков православности в школах велась по-советски: агитировали начальство, а не избирателей или родителей. Закончилась эта борьба тоже по-советски: в 2006 г., когда в Белгородской области эти уроки стали обязательными, учащихся школы в с. Белянка Шебекинского района отправили копать картошку при местной церкви (настоятель о. Александр Деревянко). Копали православную картошку и дети из протестантских семей. Детей местного пастора в школе начали называть сектантами как отвергающих иконопочитание; в селе живут и мусульмане, и цыгане. Пока живут.

Введение в 2006 г. обязательного Закона Божия вызвало больше, намного больше протестов, чем введение в 2006 г. обязательной военной подготовки. Не потому, что религиозная свобода неосоветским людям дороже пацифизма, а потому что церковное начальство слабее армейского и против него можно больше бузить, не боясь неприятностей. Однако, и в этой бузе неосовок знает меру и вовремя притормаживает. Свободный человек тем громче кричит, чем ему больнее. Несвободный человек кричит тем громче, чем меньшая боль ожидает его в качестве наказания. Громче всего советский человек кричал о безобразиях в парикмахерской, о том, что вся его семья сгинула в подвалах Лубянки, он крепко молчал.

В споре об ОПК столкнулась не демократия с полицейским государством, не секуляризм с клерикализмом. Столкнулись два патернализма - в православной маске и в гуманистической маске. И противники, и сторонники ОПК исходят из того, что в дефицит культуры в России преодолим только через школу, что ребёнок в России - Маугли, которого семья только калечит, Бог забыл, и которому поможет лишь педагогика. Кто же будет главный помогальник - об этом и спорят. Простая истина: школа должна учить, а не воспитывать, - принимается в штыки. Коммунизм продолжается - коммунизм как желание делать добро, коммунизм как категорический императив делать добро, не обращая внимания на возражения предмета попечения. Тем учителям, которые хотят быть не только учителями, но и воспитателями, нужно сказать ровно то же, что и православным макаренкам: не в школе и не во время уроков! Организуйте клубы, кружки - кстати, не за государственный счёт - ездите с детьми в лагеря и экспедиции. Но - как частные лица. Но нет - хотят именно в школе. Что понятно: ведь ни одного квадратного метра для частной инициативы в стране нет. Коммунизм и есть обобществление пространства и времени.

*

В Брянской области не только выделен казённый миллион рублей на закупку черносотенного учебника Бородиной. Тут ещё в начальной школе будут ставить оценки по "ОПК" (Поздняев М. Крест на школе // Новые Известия. - 30 авг. 2006 г.).

*

Спор о преподавании православизма в школе обнаружил глубокую реакционность не только государственной Церкви. В поддержку "ОПК" выступило руководство католиков. Выразить одобрение было поручено "генсеку" епископов свящ. Игорю Ковалевского, который 1 сентября 2006 г. сказал правительственному агентству: "Мы живем в России, для которой православие является одной из культурообразующих религий. Православие сыграло огромную роль в становлении российской государственности". Он даже занялся предсказаниями, что не вполне к лицу христианскому священнику, и предуказал, что учебник будет "объективно представлять религиозную ситуацию и в нашей стране, и во всем мире", а потому "никому не может повредить". Между тем, в демократических странах католики не возражают против того, что в государственных школах не преподаётся Закон Божий. Во Франции католики скромно ограничиваются протестами против того, что священникам запрещено появляться в школах с признаками своего сана. Французский антиклерикализм может показаться чрезмерным, только если забыть, как в прошлом вели себя клерикалы, и как клерикалы ведут себя в настоящем, но в иных, не демократических пространствах, например, в России.

*

В 1994 году собор МП принял постановление, в котором уже был задан курс на союз с государством в деле "просвещения". П. 6: "Необходимо расширять сотрудничество между Церковью и государством в области образования как на общецерковном, так и на местном уровне". П. 8 говорит о поддержке концепции "земских школ", п. 9 о нежелательности курсов "религиоведческих дисциплин" как скрытой "атеистической пропаганды". Особенно откровенен п. 11: "Добиваться ... финансирования православных дошкольных учреждений, средних и высших школ из средств государственного бюджета".

Через два месяца митр. Кирилл " пожурил государство, которое должно было бы взять на себя церковное образование православных детей, но не берет. Причем, согласно опыту других стран, религиозные дисциплины могут быть введены как обязательные в тех классах, где православными являются более 25% детей. Далее докладчик посетовал на то, что Церкви отдано самое неудобное эфирное время".

С 1 сентября 2006 г. в школах Калужской области курс идеологии Московского Патриархата ("Основы православной культуры") вводится в обязательную сетку занятий - раз в неделю для учеников 5-11 классов.

*

"Есть мнение, что изучение православия может обидеть представителей других религий, но эта религия - основная в России, и если гости из других стран мешают россиянам изучать свою религию, то это уже не гости, а оккупанты" (Туманов Б. Квадратура круга // Новое время. - 5 июн. 2005 г. - С. 4, цитата из выступления А.Кураева на круглом столе в думе).

В договоре МП с минобразом от 2.8.1999 был пункт о том, что ОПК вводятся как часть "вариативной компоненты".

*

Свящ. Олег Стеняев (бывший карловчанин, перешел в начале 90-х в Патриархию, был перерукоположен, посвятил себя борьбе с иноверцами, прославился сожжением их книг и организацией торжественных процедур перевода иноверцев в православие) - подал иск на Евг. Ихлова и Л.Пономарева, обвинив их по ст. 282 УК. Ихлов и Пономарев, уверен Стеняев, разожгли в людях ненависть, называя учебник Бородиной "Основы православной культуры" разжигающим ненависть. Прелестно: Стеняев не первый, а второй - первым подал аналогичный иск муфтий Фарид Салман. Аргументация проста: Ихлов оскорбляет православную культуру. Более того: "Попытки переделки Православного учения с целью сделать его политически корректным являются проявлением религиозной нетерпимости и экстремизма, глубоко оскорбляют религиозные чувства православных верующих, в том числе, глубоко оскорбляют лично мои религиозные чувства, причиняя мне глубокие морально-нравственные страдания". Стеняев страшно страдает от того, что из православия пытаются вынуть антисемитизм Бородиной.

*

Такой метафоры еще не встречал: Павел Дмитриев (Известия, 29.8.2002) защищает введение в школе уроков православия: "Чтобы меньше расходов было у государства на устранение последствий религиозной неграмотности [это старая мысль, не его, а вот дальше] Предки говорили: со своим уставом в чужой монастырь ходить не нужно. Плохо будет. Ибо "монастырь" - это крепость по определению. Обороняющая общину, живущая по своему уставу. Со всеми вытекающими последствиями для входящего". То есть, Россия - это монастырь? Или Церковь - обороняющаяся крепость, куда лучше не входить, и уж во всяком случае надо понимать, как остерегаться этой дряни?

*

"Вечерняя Москва", 29.1.2004 Юрий Пономарев за преподавание православие в школе: "Чтобы понять, как писалось "Возвращение блудного сына", надо, по крайней мере, знать, что хотел изобразить художник". Ага, и поэтому пустите в школу бородинское сочинение, которое основано на логике курной избы: вся святость - в русской иконописи, а про Рембрандта забудьте, это западное искажение благодати. Пономарев, несмотря на свою фамилию, убежден (впрочем, как и многие), что можно "жить по десяти заповедям". И как он будет жить хотя бы по первой? Лакей, защищающий прихоть барина, в конце концов прибегает к цинизму и цитирует: "Быть может, польза небольшая, но и вреда большого нет". И, конечно, вслед за Солженицыным честит противников ОПК - "образованцами". Что ж, кто как обзывается... Достоевский назвал этих людей Опискиными. Но Опискин - это великий Гоголь, который сханжил и описался единожды - в "Избранных местах", описка - это из десятка слов одно неверное, а сейчас из грамотных людей куда более половины Опискиных, и именно Опискины кричат: "Образованщина!"

Та же "Вечерняя М.", 5.2.4 под шапкой "Православие в школе: за и против" - два материала, оба "за". То есть, Александр Аннин горячо за введение уроков православия, а Дмитрий Быков - еще горячее за то же самое. Быков, оказывается, верующий. "Я точно знаю, что Бог есть, он мне даже стишки иногда посылает". "Он" - у Быкова с маленькой буквы. Быков убежден, что слова о душе по природе христианке - это Вл. Соловьев, что академик Гинзбург - технократ. Предлагает преподавать в школе по книгам Меня. "Не сомневаюсь, что отличный курс сектоведения могли бы написать А.Эткинд, А.Дворкин или А.Кураев. Последний ... мог бы стать автором отличного курса Закона Божьего для младших классов. Его огромная просветительская деятельность восхищает меня давно. Не сомневаюсь также, что Наталья Леонидовна Трауберг ... не отказалась бы написать краткий курс истории католичества".

Характерная для постмодерна эклектика с безразличием к нравственной стороне вопроса и мнению оппонентов. Быков заканчивает словами: "Есть Бог или нет - по большому счету никому не известно".


Глеб Павловский защитил идею обязательного преподавания православия в школе, заявив, что запретить в государственной школе религию - все равно, что запретить школьникам "и в государственный магазин ходить" (Огонек, дек. 2002). Цитирую это по статье А.Минкина в защиту нравственности, обличением развратителей молодежи, которые не веруют в Христа, а веруют в происхождения от примата (Минкин полагает, что "примат" и "обезьяна" - одно и то же, Моск. к-ец, 17.1.2003).


Прокурор по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях В.В. Рыбалка (Московской городской прокуратуры) послал в мосгорсуд заявление, которое заканчивается словами: «Требовать привлечения к уголовной ответственности автора и других лиц, связанных с изданием «Основ православной культуры», так же абсурдно, как требовать "посадить за решетку" всю Русскую Православную Церковь и само мировое христианство...». (Информационное агентство «За права человека»). Прокурор, а не понимает не только разницы между христианством и частным мнением г-жи Бородиной, но и между "привлечь к уголовной ответственности" и "посадить за решетку". Все смешалось в доме Облонских: против учебника Бородиной выступил диакон Андрей Кураев, за - свящ. Георгий Кочетков (в НГ-религии от 22.5.3).


М.Шевченко в "НГ" (22.3.2000): 2.3.2000 министр образования Вл. Филиппов подписал приказ 686, в котором в перечень специальностей включена теология — по инициативе МП, для заполнения "духовного вакуума", борьбы с мунистами и порнографией. Ссылки на мировой опыт. Из письма ОВЦС: "После того как покончено с системой государственного атеизма, преподносившегося как подлинная свобода совести, нужно покончить с пост-советским господством антирелигиозного направления в школе".
Парадоксальные натуры. А.Кураев семь лет назад писал, что упоминание в преамбуле закона против свободы совести 1997 г. православия - не имеет юридической силы, это просто констатация роли православия в России. Теперь он же пишет: "Очень важна формулировка преамбулы закона. ... законодатель определил, что православие является неотъемлемой частью истории и культуры России. Почему же вы считаете себя вправе давать детям ущербное образование?" (Труд, 9.8.3). Логика извращена: поскольку православие традиционно, нужно его преподавать - все равно, что сказать: "Поскольку у меня полная тарелка супу, налейте-ка мне супу". Ну, тут много лет прошло, человек изменил позицию. Но ведь он одновременно доказывает, что в школе нужно преподавать православие, и - что в школе нужно преподавать не православие, а лишь религиоведческий, культурологический рассказ о православной культуре. Кураев дошел уже до того, что особо подчеркивает: Совет федерации проголосовал за закон 1997 г. единогласно, следовательно, все нации России согласны с таким определением роли православия. Если все, за что единогласно голосуют наши думцы, есть адекватное выражение народной воли... А ведь это, пожалуй, из той же сферы явление, что и Фоменко. Утопизм, потерпев крах в реальном мире, выдавлен в сферу умственных игр и конструирования фантастических представлений о реальности. "Еслистория". Преподавать, как требует Кураев, православие (или основы пр.к.) в школе - все равно, что отмечать тысячелетие рождения Спасителя, как это требуется из выкладок Фоменко.

Виктор Косик, докт. ист. наук (Труд, 19.4.2000) защищает преподавание теологии в ВУЗах: "Светский" означает "неклерикальный". Светскость образования состоит в том, что Церковь не финансирует государственные учебные заведения и не определяет содержание их учебных программ; такое образование не связано с подготовкой клириков, то есть служителей культа". Характерная ложь через умолчание: нигде Косик говорит о том, что будет преподаваться "христианская" теология, "комплекс наук, органически связанный с христианством", тогда как возмущаются тем, что будет изучаться лишь православное богословие. Вяч. Бочаров (Независимая газета, 19.4.2000) резко против введения теологии: во-первых, он оскорблен заявлением, что "воспитание совести ... имеет религиозное происхождение": "мне как профессиональному логику и убежденному атеисту ... отказано в праве быть нравственными людьми". Он подчеркивает лукавство: описывая теолога, инициаторы указывают характеристики религиоведа, но религиоведения они как раз не хотят.


Из речи диакона Андрея Кураева после вручения ему премии «Обретенное поколение»:

"Юрий Михайлович, в своей речи Вы прекрасно сказали о том духовном богатстве, которое несет православная культура. Одной из жемчужин этого богатства является этот величественнейший храм православного мира. ... Но, увы, ... московский департамент образования объявил о том, что ... не будет уроков основ православной культуры в московских школах. ... Что сказали бы ... Даниил Московский и Александр Невский, если бы они узнали о том, что в школах Москвы не разрешают изучать православную культуру? Они бы воскликнули: «какие варвары захватили нашу столицу? Какое новое иго распростерлось над нашей страной?!». Юрий Михайлович, когда Вы подвергались незаслуженной критике со стороны различных борзописцев за прекрасную идею восстановления этого храма, я хоть и маленькой крупиночкой, но попробовал помочь Вам и написал вот эту книжку в оправдание идеи восстановления Храма Христа Спасителя. Сегодня я прошу у Вас помощи. Вот новая моя книжка «Основы православной культуры», написанная в защиту того, чтобы православная культура была доступна в школах. ... «Основы православной культуры» - это не религиозное образование, а культурологическое. Это изучение алфавита родной культуры" (http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=23654, 8.9.3)

Премия "Обретенное поколение" учреждена совместно мэром Москвы и патриархом.

На бесхитростный вопрос, что бы сказали князья XIII столетия, ответ историка прост. Они бы поинтересовались: "А что такое "школы"? Что такое "культура"?"


Свежий аргумент предложили в защиту преподавания православия в школе: ведь не боимся же мы, что в школе опошлят математику или дарвинизм. Помилуйте, во-первых, в советской школе и это опошляют. Во-вторых, ну есть же качественная разница между Богом и цифрой!
Неужели Господу Иисусу поставили бы больше тройки с минусом по основам православной культуры?
Митр. Кирилл противопоставил светское образование - антиклерикальному, а вот Георгий Трубников (Известия, 23.10.2002) противопоставляет светское образование - духовному. Т.е. светское религиозное образование - нормально, лишь бы религию не преподавал священник в облачении и детей не заставляли молиться на уроках.

Основы православной культуры Бородиной

В 2003 году в защиту преподавания «Основ православной культуры» по учебнику Аллы Бородиной в школе выступили двое видных представителей религиозных движений, к православию не относящихся: председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской Сергей Ряховский и заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман России, муфтий Фарид Салман. Мусульманин и протестант почти одновременно – чудесное совпадение – обратились с письмами к одному и тому же генеральному прокурору с просьбой оградить «Основы православной культуры» от критики правозащитников.

Подумаешь, пишет протестант, в учебнике написано: «Почему иудеи распяли Христа?» Это же не возбуждение вражды к сегодняшним иудеям, ведь часть иудеев две тысячи лет назад «действительно распяла Христа». А мусульманин боится, что, угробив «Основы православной культуры», правозащитники примутся гробить ислам.

Мусульманина понять и простить легче: когда на каждом углу тебя обвиняют в ваххабизме, лучший способ понравиться милиционеру – найти общего с ним врага, а кто генеральному прокурору генеральнее враг, нежели правозащитник? Способ лучший, но все равно безнадежный. Сегодня, возможно, начальство похлопает по плечу, но завтра, дожевав и переварив правозащитников, все равно обвинят в родстве с бен Ладеном, и никакие попытки примазаться к православию не помогут. Труднее понять христианина веры евангельской: все-таки в Евангелии черным по белому написано, что Христа распяли по приказу римлянина Понтия Пилата римские солдаты.

Если отдельным евреям это понравилось, то даже эти отдельные евреи так же не стали палачами Христа, как не становятся православными протестант и мусульманин лишь оттого, что им нравится учебник «Основы православной культуры». Как не становится сам учебник Бородиной лучше оттого, что нападки на него приравнивают к нападкам на Библию, катехизис и устав богослужения вместе взятые. Впрочем, куда хуже этого учебника сама подлая готовность слукавить, унизить христианство до положения «основы культуры» и давать в государственной школе то, что должно и можно давать в школе церковной, в храме, в семье.


 

КУЛЬТУРА В ЛАМПАДНОМ МАСЛЕ

Оп. "Еженедельный журнал", 18.6.2002

В январе 2002 года патриарх Алексий заявил на Рождественских образовательных чтениях: «Пора распространить опыт преподавания «Основ православной культуры» на все государственные школы России. Законодательство нашей страны позволяет вводить данный предмет в рамках национально-регионального компонента основной общеобразовательной программы … И не нужно бояться того, что среди учеников могут оказаться дети мусульман, иудеев, буддистов. Ведь достижения русской православной культуры суть неотъемлемая часть мировой духовной сокровищницы, а тем более нашего образа мысли и жизни, веками объединяющего народ».[1]

Конечно, заявление беспрецедентное по напору, но патриарх не случайно говорит о «распространении опыта». Массовое введение «Основ православной культуры» в школах началось уже давно. С 1 сентября 1997 года – в Курской области в 300 (трехстах!) школах, по договоренности местного архиерея и Руцкого[2]. Без малейшего стеснения в статье с заглавием «Православие – в школу» об этом тогда же сообщала газета «Русь державная». Тут предмет был введен для начальной школы. В Кемерове пошли другим путем: создали «муниципальную общеобразовательную православную школу» с завучем-попадьей и учителями из московского Свято-Тихоновского института.[3] Этот институт вырос из школы при приходе в общероссийскую кузницу «православных» кадров. В немалой степени такое стало возможно благодаря безвозмездной помощи институту со стороны руководства МГУ. С 1 сентября 2002 г. договорились о введении «Основ…» митр. Омский Феодосий и начальник из администрации Омской области Артем Ткаликов.

Это только те случаи массового введения уроков православия в государственных школах, которые бесстыдно хвастались их организаторы – и не потерпели никакого наказания за нарушение Конституции. А сколько мелких случаев. Вот «Труд» радостно сообщает, что в Липецкой области в Долгоруковской средней школе «введен новый предмет – «Православие». Его ведет учитель Андрей Капырин, а благословение дал местный протоиерей отец Петр». … Предмет «Православие», сообщает «Липецкая газета», ведется также во многих других средних школах области».[4]

Правда, в Липецке вроде бы посещение уроков православия добровольное. Но добровольность бывает разная. Что считается добровольностью в этой сфере показывает опыт Ногинского района Подмосковья. Здесь весной 1998 г. церковная и светская власти (якобы по инициативе главы района Вл. Лаптева) договорились о введении в школах Закона Божьего.[5] Но вскоре предмет был переименован в «Основы православной культуры». Духовенство отказалось вести занятия из-за чрезмерной загруженности. Тогда Тихоновский институт провел двухнедельный семинар для обычных учителей. Две недели, сорок лекций по полтора часа, сочли достаточным, чтобы неверующий учитель, воспитанный на атеизме, стал преподавателем Закона Божьего! «По результатам собеседования большей части преподавателей было выдано свидетельство об окончании курсов с рекомендацией преподавать курс ОПК в школах района. Это свидетельство не имеет никакой юридической силы, но дает возможность директорам школ знать, кто из учителей имеет достаточную подготовку для преподавания ОПК». Бумажку выдавали не о знаниях, а о том, что «человек правильно понимает Православие, … желает постичь его глубины».

Выступление патриарха в защиту ОПК не осталось без последствий. Митрополит Омский и Тарский Феодосий и начальник Главного управления образования администрации области Артем Ткаликов подписали соглашение о преподавании ОПК в школах области с 1 сентября 2002 года, заявив, что «удет органично вплетаться в обязательную федеральную программу образования, в которой отводится место и региональному компоненту».[6]

В качестве примера того, зачем нужен ОПК (так сокращает сам о. Виктор Дорофеев название курса), священник объясняет: «Например, принято мужчинам в помещении снимать головной убор. Наиболее вероятным представляется следующее объяснение этой традиции. На Руси в каждом доме имелись иконы. Заходя в дом, каждый человек должен был в первую очередь помолиться на иконы. При этом, согласно наставлениям апостола Павла, мужчины должны молиться с непокрытой головой. Поэтому если мужчина не снимал головной убор в помещении, это считалось показателем его безбожия, либо пренебрежения к святым, изображенным на иконах».

Спрашивается: как можно учить, исходя не из данных этнологии, а из «наиболее вероятного»? И почему тогда не восстановят всех обычаев, которых придерживался апостол Павел? Как после таких объяснений ученики будут относиться к еврейским ермолкам и чеченским папахам? И, главное: учат все-таки молиться или снимать шапку перед иконами?

Одной из главных задач курса ногинский протоиерей провозгласил защиту от растлевающего влияния Запада, прежде всего, от телевизора: «Происходит постепенное размывание духовно-нравственных ценностей, взамен которым приходит культ силы, богатства, получение удовольствия любыми средствами. СМИ самым активным образом насаждает такое мировоззрение, что приводит к самым пагубным последствиям. СМИ, особенно телевидение, сегодня имеют колоссальное влияние на души людей». Ну не могут эти люди просто излагать основы Православия, не лягая окружающих: «К настоящему времени накоплено немало фактов как служителями Православной Церкви, так и представителями правоохранительных органов причинения людям душевного и физического вреда деятельностью сект, псевдодуховных организаций, разного рода оккультных целителей. Многие из них в своей деятельности используют приемы психозомбирования, психологические приемы вербовки. … Задача предмета в отношении таких организаций и отдельных личностей - давать духовную оценку их деятельности и таким образом предотвращать обман и возможное попадание детей в их сети».

В сентябре 1998 г. ОПК ввели в 26 школах Ногинского района из 52-х прямо в сетку часов. Родителям сообщили, что посещение занятий «добровольное». Но отказы были единичными. Почему? Дело не только в провинциальной атмосфере, где нужна большая смелость, чтобы пойти наперекор воле школьной администрации, тем более наперекор районному начальству. В Ногинском районе есть и дополнительный фактор: именно тут в начале 1990-х годов архимандрит Адриан Старина, настоятель городского собора, отложился от Патриархии – так его три года травили с милицией, и все-таки затравили, несмотря на поддержку прихожан. После этого вряд ли кто в Ногинске решится «своевольничать».

Плоды ОПК протоиерей Виктор Дорофеев описывает так: пришла мама, стала благодарить учительницу, «некоторое время назад, когда она заболела, сын укрыл ее одеялом, принес воды и сказал, что нужно почитать отца и мать, так учили их в школе».

Разумеется, именно те православные, которые считают, что «сектанты» могут подкупить (а русские люди – купиться) души, сами практикуют подкуп. Для школьников устроили конкурс на знание ОПК, победителей за счет налогоплательщиков администрация района послала в Иерусалим. С детьми поехало пятеро священников. Тут почему-то занятость им не помешала. С 2000 г. в ногинском управлении образовании завели отдельного инспектора по ОПК.

Предыстория у нынешней атаки на светское образование длинная. Весной 1998 г. игумен Иоанн Экономцев, руководитель патриархийного отдела по образованию, призывал родителей воспользоваться формулировкой 5 статьи закона о религии и требовать, чтобы в школах вводили факультативы по изучению Православия. За государственный счет. Его статья звучала прямо как манифест правозащитного движения: «Дети имеют право изучать православие в государственной школе».[7]

Тем не менее, тогда высшее руководство предпочитало это не афишировать и в интервью ограничивалось критикой уроков полового просвещения. Патриарх оборонялся, выступая против идеи «вариативного образования»: «Преобладающее внимание должно быть направлено не на видоизменения всякого рода, а на сохранение ядра образования … Тогда в головах детей не будет сумбура и мешанины»[8].

10 марта 1998 г. на заседании совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте митр. Кирилл Гундяев выдвинул идею преподавания религии в школе духовенством (с ним солидаризовались лидеры мусульман).[9] В ход пустили статистику: якобы половина учителей и родителей поддерживает введение факультативов по религии (заявление митр. Кирилла на заседании того же совета).[10] Однако исследование, выполненное под руководством бывшего казенного пропагандиста атеизма Михаила Мчедлова в мае 1998 г., дало другую картину: за религиозное образование в школах вне программы 41,5% учителей, против 58,5%. В «верующие» по тому же опросу попала треть школьников – хотя регулярно участвующими в религиозной жизни назвали себя лишь 3,4%, а религиозными, но не участвующими – 22,7%.[11]

Следующим традиционным шагом стал поиск прецедентов у той самой заграницы, которую в обычное время люто ненавидят. Да, на Западе предостаточно случаев, когда в школе преподают религию, но, во-первых, там это пережитки прошлого – а у нас прошлое сугубо атеистическое. Во-вторых, там всюду ребенок и родители имеют легко реализуемое право от религиозных уроков отказаться.

В декабре будет пять лет как введение уроков православия в школе стало активно критиковаться – если считать от фельетона Виктора Шендеровича «Откровение»[12].

А вот другой юморист, православный Лион Измайлов, предположил, напротив, что «может … надо Закон Божий преподавать».[13] Психологию массы представляют такие «органы» как «Вечерняя Москва». Вл. Тучков в статье с многообещающим названием «Мракобесие шагает по стране» критиковал «сектантов», якобы заполонивших школы, а в качестве противоядие предлагал – нет, не запретить выступления любых религиозных деятелей в школах, а поставить все под контроль. [14] В «Российской газете» Мария Скородумова даже покритиковала духовенство за равнодушие к детям, потребовав обучать ребят Закону Божию.[15]

 Министр образования Владимир Филиппов на Рождественских чтениях 1999 г. заявил, что его ведомство уже обратилось за содействием к Церкви в деле пересмотра школьных программ; правда, конкретно об уроках православия предпочел не говорить.[16] В октябре 1999 г. была создана совместная комиссия министерства и патриархии.[17] Был заключен договор, по которому министерство обязалось содействовать Патриархии во введении предмета «Основы православной культуры» в сетку часов.

А вот минюст в июле 2001 г. выступил против введения образовательного стандарта «Теология» в ВУЗах как нарушающего 14 статью Конституции о светском характере государства (стандарт разрабатывал тот же Тихоновской институт).[18] Тем не менее, стандарт утвердили, теологию преподают (о чем писал в «ЕЖ» …). Но в школах стали делать на том, что речь идет не о «Законе Божием», а об «Основах православной культуры». Ведь минюст указал в своем заявлении и лазейку, одобрив «комплексные учебные дисциплины, не имеющие церковного (клерикального) характера, то есть не сопровождаемые религиозными обрядами  и не преследующие цели профессинальной подготовки священнослужителей».

Ногинская инициатива дала пример того, что конкретно имеется в виду под «Основами православной культуры». Издательский дом «Покров», названный так, видимо, по Покровской церкви свящ. Виктора Дорофеева, выпустил учебник ОПК, одобренный Минобразом «для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий». Учебник показывает, что благодаря попустительству церковной власти в недрах Русской Церкви сформировалась и агрессивно наступает очень своеобразная субкультура.

Под прикрытием слов о воспитании терпимости, учебник поносит гуманизм за «признание самоценности человека» и противостояние христианству. «Православной культурой» признается лишь Россия, где якобы и каноны иконописания сформировались. Византии как будто не было, от нее остались лишь дивные вопросы ученикам: «Что значит «Оранта», «Панагия», «Одигитрия», «Елеуса», «Панахранта», «Агиосоритисса». Владимирскую писал, оказывается, евангелист Лука (который бы упал, возможно, в обморок от одной мысли об иконе и ее почитании). Средневековые басни о реликвиях, хождении апостола Андрея, хранящихся где-то дарах, которые волхвы принесли младенцу Христу, повторяются безо всякого сомнения как святая правда.

Из-за суеверий и басен не остается места даже для внятного пересказа Библии, - например, ученик так и не поймет, что потеряли евреи в Египте, не узнает, что такое «обрезание» (и, соответственно, не будет знать, что отмечают православные на Обрезание Господне). Впрочем, и о русском православии тоже ученик узнает мало: как будто не было великих проповедников, православных мыслителей, а были только храмы и иконы, иконы, иконы… Учебник нафарширован неомонархизмом: оказывается, Россия – удел Богоматери, Она замещает императора. Какая там демократия!

И все это, несмотря на кучу рецензентов, с дичайшими фактическими ошибками, вроде того, что «синоптическими» называются евангелия, потому что они последовательно рассказывают о Христе (на самом деле, «синоптическими» называются лишь три евангелия, тексты которых очень близки друг к другу по последовательности изложения). Абсурдное определение мирянина как тех, кто «живет в миру». А уж когда автор начинает описывать сущность христологических ересей (без чего вполне можно было обойтись), то, конечно, незамедлительно выдает не только безграмотные, но и еретические формулировки. Но это как раз простительно: эта проблематика не из тех, которые легко понять, и уж вовсе не из тех, которые легко объяснить.

Все это можно было бы списать на провинциальность, но Тихоновский-то институт куда смотрел? В том-то и беда, что провинциальность нынче правит. Совершенно по-базарному Бородина сообщает: «Православный русский народ не закрывает себя от общения с другими народами и национальностями, а гостеприимно принимает их в свою церковную, государственную и гражданскую общность, несмотря на то, что это чаще всего совсем «невыгодно» и даже опасно, так как «гости» или новые жители не всегда так же благородно ведут себя на территории традиционно православного государства».

И, конечно, не обошлось без вульгарного антисемитизма. Писал евангелист: «Первосвященники и старейшины возбудили народ». А у Бородиной выходит: «Иудеи не унимались и продолжали настаивать на казни Христа. Они подговорили народ, чтобы он требовал распятия Христа». Классическая средневековая жидофобия (и многие православные сегодня подчеркивают, что, мол, евреи одно, а Христа жиды распяли, вот с них и спрос), соединенная с конспирофобией в духе «Протоколов сионских мудрецов»: «Причиной было то, что этот народ думал о земном: о своей независимости, власти над другими народами и о земном благополучии, поэтому идея вечной жизни через спасение от грехов, страстей и зла была непонятна ему … Слова «царь» и «Царствие Божие» иудеи понимали и принимали в смысле земного царствования и господства избранного Богом народа. Как известно, корысть и эгоизм любую идею превращают во зло, ослепляют людей, лишают их жизнь духовного смысла, а деятельность их наполняют ложью, ненавистью, алчностью и преступлениями»

Бородина ошибается: это русскому народу, как и римлянам, и грекам, была чужда «идея вечной жизни через спасение от грехов, страстей и зла», а вот иудейский народ воспринял эту идею от Бога и развивал ее. Иоанн Предтеча, пророки, апостолы и последователи Христа, - все были не русскими, а именно иудеями. Потому Христос и родился среди иудеев, что ни один другой народ в мире не мог понять и принять, хотя бы в некоторой своей части, Его откровения. Если бы славяне были к этому способны более иудеев, Иисус подождал бы и родился бы среди них, чего, однако, не произошло.

Конечно, учебник Бородиной – ляпсус. Только не надо думать, что можно сочинить что-нибудь получше, и тогда вводи ОПК спокойно. Даже если ОПК станут преподавать по книгам Меня, но в «сетке часов», но «принудительно-добровольно», но с «поощрениями» в виде заграничных поездок, - будут закладываться основы вовсе не православной культуры, а совершенно безрелигиозного цинизма, агрессивности и лжи. Человек в клетке может запеть, но слушать и слушаться не будет.


Защита «Основ православной культуры» исходит из двух тезисов. Первый: Россия страна с древней и мощной православной традицией, в которой семьдесят процентов населения называют себя православными. Второй тезис: в России девяносто процентов населения ничего не знают о православии, а на практике ведут себя как язычники. Налицо идеал и реальность, и вот для приведения реальности в соответствие с идеалом, и необходимо не просто преподавать православие всем желающим, но преподавать и тем, кто не желает. Все логично: человек, ничего не знающий о православии, должен сперва о нем что-то узнать, а уже потом делать свой выбор. Эта логика воспроизводит логику коммунистических просветителей, согласно которой пролетариат есть самый передовой класс. Но пролетариат об этом ничего не знает, а на практике пролетарии ведут себя как мещане и обыватели, забоясь не об обществе, а о своем личном удобстве. Поэтому идеологический сектор партии должен воспитывать пролетариат, не спрашивая его, пролетариата, разрешения. Теперь из пролетариата социалистического будут воспитывать пролетариат православный.

Понятно, почему неверующие или неправославные христиане протестуют против преподавания православия в школе. Но значительно важнее, что против этого протестуют и многие православные, в том числе, православные педагоги. Они указывают на то, что православие по духу своему призывает выполнять долг (в том числе, родительский и миссионерский), прибегая не к вещественной силе, а к благодати, взывая не к власти государственной, а к власти Духа Святого и к свободе человека. В России православие преподавалось в государственных школах лишь в течение полутора веков, а до этого обучение основам веры велось в семье и в церковной общине. Таким образом, преподавание православия в государственной школе не помогает родителям и духовенству выполнить долг христианского воспитания детей, а освобождает их от этого долга, поощряя инфантилизм и иждивенчество там, где христианское учение призывает к зрелости и ответственности.



[1] Алексий Ридигер. Не мешайте детям приходить ко мне. Речь при открытии X Международных Рождественских образовательных чтений 27 января 2002 г. Русь Державная. №2 (92). 2002. С. 1-2.

[2] Кутыкина Л. Православие – в школу. Русь державная. №44. Дек. 1997.

[3] Синявский Б. Крещеные атеисты. Московские новости. 15.3.1998.

[4] Варфоломеев П. Звонок на урок православия. Труд. 26.3.2002.

[5] Дорофеев Виктор, свящ. Опыт введения предмета "Основы православной культуры" в общеобразовательных учреждениях Ногинского района Московской области. http://www.synergia.itn.ru/kerigma/metod/uch-prg/opk/opit-opk.htm, 2002 г.

[6] http://www.apn.ru/regions/2002/6/11/17970.htm.

[7] Радонеж. 27.4.1998.

[8] Московские новости, 8.2.1998.

[9] Независимая газета. 18.3.1998. Религиозное образование в школе.

[10] Православная Москва. 14.7.1998.

[11] Мчедлов М. Образование и духовность. Независимая газета. – 16.12.1998.

[12] Шендерович В. Откровение. Московские новости. 7.12..1997.

[13] Известия, 28.8.2000.

[14] Вечерняя Москва. 16.5.1998.

[15] Скородумова М. С верой в бессмертие. Российская газета. 4.6.1999.

[16] Арзуманова М. Церковь хочет поделиться со школой педагогическим опытом. Новые известия. 26.1.1999.

[17] Известия, 5.10.1999.

[18] Матанис В. Противоправный стандарт. Независимая газета, 25.7.2001, религиозное приложение.

 

О НЕКОТОРЫХ ОШИБКАХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В УЧЕБНИКЕ А.БОРОДИНОЙ
"ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ"

Алла Бородина в учебном пособии «История религиозной культуры: Основы православной культуры» (2-е изд., М.: Покров, 2003, с. 131) пишет:

«Иудеи не унимались и продолжали настаивать на казни Христа. Они подговорили народ, чтобы он требовал распятия Христа».

Это утверждение не является цитатой из Евангелия.

Это утверждение противоречит известиям всех четырех Евангелий, входящих в состав Священного Писания (Библии) христианства.

В Евангелии от Матфея сказано: «Первосвященники и старейшины возбудили народ» (гл. 27, стихи 20-21).

В Евангелии от Матфея сказано: «Первосвященники возбудили народ» (глава 15, стих 11).

В Евангелии от Луки нет текста, хотя бы отдаленно напоминающего утверждение Бородиной.

В Евангелии от Иоанна сказано: «Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его!» (глава 19, стих 6).

Утверждение, что Христос был распят иудеями, часто встречается в христианских сочинениях Средневековья. В католичестве и протестантизме гимны, содержащие подобные высказывания, не используются в богослужении, начиная с середины ХХ века, как содержащие клеветнические высказывания в адрес еврейского народа.

Католическая Церковь формально изменила свою позицию в параграфе 4 Декларации 1965 г. «Об отношении Церкви к нехристианским религиям» (официальное латинское название “Nostra aetate”), где сказано:

«Хотя иудейские власти и их приверженцы настояли на смерти Христа, однако то, что было совершено во время Его страстей, не может быть огульно вменено в вину ни всем жившим тогда иудеям, ни иудеям современным. Хотя Церковь и есть новый Народ Божий, однако иудеев не следует представлять ни отверженными Богом, ни проклятыми, утверждая, будто бы это вытекает из Священного Писания. Поэтому в преподавании катехизиса и в проповеди слова Божия всем следует стараться не учить тому, что несообразно с истиной Евангелия и с духом Христовым» (Документы II Ватиканского собора. М.: Паолне, 1998. С. 236).

В протестантизме отсутствует единый орган, полномочный высказывать общую позицию протестантов. Но многие протестантские конфессии так же, как и Католическая Церковь, считают недопустимым говорить более о коллективной вине иудеев за распятие Хиста.

В православии органом, полномочным высказывать общую позицию Церкви, является Вселенский собор. Однако, по данному вопросу Вселенские соборы не высказывались, а с X столетия Вселенские соборы православными не собираются. Православные богословы и епископы придерживаются различных взглядов относительно вины иудеев в целом за распятие Христа. В том числе, многие из них считали и считают невозможным возлагать на иудеев таковую вину.

Позиция Московской Патриархии как учреждения может быть видна, к примеру, из выступления патр. Алексия II в 1991 году: «Единение иудейства и христианства имеет реальную почву духовного и естественного родства и положительных религиозных интересов. Мы едины с иудеями, не отказываясь от христианства, не вопреки христианству, а во имя и в силу христианства, а иудеи едины с нами не вопреки иудейству, а во имя и в силу истинного иудейства. Мы потому отделены от иудеев, что мы еще "не вполне христиане", а иудеи потому отделяются от нас, что они "не вполне иудеи". Ибо полнота христианства обнимает собой и иудейство, а полнота иудейства есть христианство» (Речь Патриарха Алексия II перед раввинами в Нью-Йорке 13 ноября 1991 года. // Московские новости. – 26 янв. 1991 г.; Еврейская газета. - №1 (65). – 1991 г.).

Более того, в православной традиции можно встретить утверждения, что вина за распятие Христа лежит прежде всего не на древних жителях Израиля, а на современных жителях России. Например, свящ. Олег Омоленко (настоятель храма св. Иоанна Богослова в Торонто, Канада, Русская Православная Церковь Зарубежом) писал 21 марта 2002 года: «Для меня неофарисеи хуже [иудеев – прим. свящ. Якова Кротова], ибо они отверглись от уже искупившего их Господа, Которого они познали! И на русских есть кровь помазанника Божия, и клятвопрестуление, и богоотступничество, и богоборчество, и церкверазрушительство, и массовое братоубийство в гражданских войнах, и ереси и устроение царства антихриста на земле, и совращение в тяжкие грехи другие народы!» (Цит. по электронной публикации: http://www.omolenko.com/answers/020321_mih2.htm).

Противоположную точку зрения, выражаемую от имени православия, можно найти в книге: «Речь Патриарха Алексия II перед раввинами 13 ноября 1991 г. и ересь жидовствующих». Нью-Йорк, 1992. В этой книге Патриарх обвинен в еретичестве, поскольку он не придерживается веры в коллективную вину иудеев.

Таким образом, высказывание Бородиной не отражает текст Евангелия, позицию христианства в целом, либо позицию Православия. Оно прямо противоречит официально утвержденной с 1965 года позиции Католической Церкви.

Не основано на Библии и утверждение Бородиной на с. 131 того же издания:

«Причиной было то, что этот народ думал о земном: о своей независимости, власти над другими народами и о земном благополучии, поэтому идея вечной жизни через спасение от грехов, страстей и зла была непонятна ему … Слова «царь» и «Царствие Божие» иудеи понимали и принимали в смысле земного царствования и господства избранного Богом народа».

Это утверждение прямо противоречит тому, что все первые христиане были иудеями, принадлежали к народу Израиля, но слова «царь», «Царствие Божие» понимали в том же смысле, в котором понимает их Православие: как вечную жизнь через спасение благодаря Христу. В Библии содержатся слова апостола Павла: «Неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я израильтянин» (Послание к Римлянам, гл. 11, ст. 1).

Распространение на весь иудейский народ взглядов, которые, возможно, исповедовали отдельные иудеи, является нарушением законов логики.

Утверждения Бородиной противоречат данным науки, Библии и преобладающему в современном христианстве пониманию Евангелия. Можно предположить, что эти утверждения вдохновлены негативным отношением Бородиной к иудеям. В любом случае, представляется недопустимым одобрение текста, содержащего подобные утверждения, министерством образования России, тогда как издание снабжено (на титуле) утверждением: "Рекомендовано Координационным советом ... Министерства образования".

Реакция Т.Квитковской

9.8.2003. Главный специалист Департамента образования города Москвы А.Ю. Соловьев написал памфлет (под видом официальной рецензии) на учебник Н.Шабурова по религиоведению 1997. Алексей Соловьев давно сотрудничает с РПЦ, постоянно представляя Департамент образования правительства Москвы на мероприятиях, посвященных сотрудничеству РПЦ и светской школы в области православного просвещения – Глинских чтениях, Педагогических чтений им. С.А.Рачинского, организуемых Фондом Славянской письменности и культуры (председатель скульптор В.Клыков). Оп. на сайте "Государство и религия в России". Цитаты:

«Аввакум со своими подвижниками в 1682 году был сожжен в срубе» (с. 199), Все это – выражения, характерные для советских учебников двадцатилетней давности или сочинений злостных русофобов.

В своем заключении, «подкрепляя» абсурдное обвинение А.В. Бородиной в антисемитизме, Н.В. Шабуров напоминает автору пособия по православной культуре, что Иисус и апостолы были «иудеями». Однако самому Н.В. Шабурову надо напомнить, что по учению Церкви Иисус Христос был не иудеем, а Богом.

Что же во фразе «Аввакум со своими подвижниками в 1682 году был сожжен в срубе» - русофобское? Слово "сруб"? или указание даты не от сотворения мира, а "по-западному"? Проверить, у Шабурова"подвижники" или "сподвижники".

*

Светлана Шестакова, доцент Тюменского государственного нефтегазового университета, в апреле 2008 г. читала студентам, готовящимся преподавать "Основы православной культуры" лекцию. Университет официально заключил договор о сотрудничестве с РПЦ МП. Кто-то из студентов полностью записал лекцию и предал её гласности (sclj.ru, 11.6.2008). Шестакова говорила о католиках: "Это еретики, благодати Католическая Церковь в себе не несет и в ней нет спасения".

О протестантах: "Псевдохристианские секты" (особенно пятидесятники, они "деструктивные").

Об исламе: "Мусульмане, вот, у них вера хорошая и справедливость. Если б я такое сказала – ой, не дай Бог такое когда-нибудь сказать. Это отпадение от Христа, предательство Христа".

Об иудаизме: "Иудейское причастие – это ничто иное, как в малом количестве кровь православных людей, которые мученически замучили там. ... Иногда дети пропадают. Это иудеи, они потом собирают кровь на тряпки, эти тряпки сжигаются, и этим пеплом посыпается умерший человек или в мацу добавляется, в причастие. И они кровью христианских мучеников, они мнят, что они спасаются".

Разные документы по вопросу

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова