ГРЕШНИКИ И ЖУЛИКИ
См. Антироссия.
Русский человек до Того был грешником (почему То и произошло), считал себя грешником и говорил Богу о себе как о грешнике. Соединение трёх элементов - почти святость.
Русский человек после Того не говорит с Богом (он, разве что, говорит Богу, а это вещи принципиально разные), не считает себя грешником и является не грешником, а жуликом.
Педантизм требует отметить, что помимо жуликов и грешников случаются палачи, но разве педант лучше палача? Оба сносят крышу. Педант не учитывает, что палач - вне классификации. Если вводить палача, то надо вводить и жертву, а ведь человек не должен быть не только палачом, а жертвой. Мучеником - ещё куда ни шло, хотя какая радость попасть в святцы и стать объектом восхвалений, но жертва - это вообще неприлично для воспитанного человека. Лучше уж грешником, справедливо принимающим удар топором!
Формально жулик - это подвид грешника. Однако, зачем-то изобрели отдельное слово, не ограничиваясь "лжецом", "обманщиком". Жулик - пародия на трикстера, то есть, на Одиссея, Локи и прочих бескорыстных и весёлых мошенников. Жулик алчен, хищен, наигранно серьёзен.
Пара примеров. Насчёт завоевать соседнюю державку не только русский человек не дурак. Изобрести какой-нибудь гнусный повод для нападения всякий агрессор сможет. Но только русский человек после Того (сокращённо п.Т.; впрочем, "совок" тоже сойдёт) настрополился создавать фальшь-правительства. Вот, мол, финское правительство, в таком-то номере гостиницы "Москва", и мы по его просьбе освобождаем краснофиннов от белофиннов. И глазки при этом - что характерно для жуликов, но не для мошенников и не для врунов - поблёскивают. Это милость Божия - по блеску русского человека п.Т. (он же homo soveticus) узнают издалека и принимают предосторожные мерности, то есть, обходят за версту.
Государственное православие есть и в Греции, и в России. Но в Греции оно - грешное, а в России - жуликоватое. Вот сцепилась Элладская Церковь с Московской из-за Абхазии. Греки просто грешат - нарушают какие-то каноны, лукавят и т.п. Грешат, но, во-первых, несильно, можно сказать - подгрешивают, во-вторых и в главных, - не жульничают. Если греческий архиерей цитирует канон, то цитате можно верить. А вот Москва - не грешит, но жульничает каждым словом и каждым делом. Тут что ни цитата - то жульничество. Просто - не о том и не то. Потому что греческий архиерей хоть перед кем-то отвечает, а эти - ни перед кем. Грешник, проигрывая в шахматы, может ударить противника шахматной доской, а жулик - объявит проигрыш победой. Может расстрелять победителя, это характерно для жулика - его постоянно заносит, выигрыш его не интересует, он в определённом смысле бескорыстен - как бескорыстна природная катастрофа. Владельцы Московской Патриархии, как им было указано из военного министерства, начали насаждать своих людей в Абхазии. Явочным порядком, "де факто", постоянно приговаривая, что Абхазия - часть Грузинского Патриархата, это надо уважать... Ну, сколько в Абхазии ходящих в храмы православных - тысячи полторы от силы (на сотню тысяч абхазов это не так мало). Они так были рады, так были рады, что Москва их под своё крыло взяла... Так ведь нет - дёрнула нелёгкая: запретили служить на абхазском и повелели служить на московский лад. Абхазы удивились, процесс интеграции остановился. Но можно не сомневаться, что отчёты о проделанной работе с просьбами о материальной поддержке идут в Кремль от МП по-прежнему, принимаются благосклонно и поддержка оказывается. Потому что в Кремле точно такие же жулики.
Грешник врёт (если он специализируется на нарушении заповеди "не укради"), жулик пытается заставить врать окружающих. Разница такая же, как между сексуальным маньяком и издателем порножурнала, и большой вопрос, кто хуже. С точки зрения Фомы Аквинского - безусловно, издатель, а Фома Аквинский был человек не только святой, но и умнейший.
Советский человек (он же русский человек после Того) не случайно перешёл из грешников в жулики. Грешник что-то производит, он живёт, любит и ненавидит, ломает и строит, нарушает заповеди и кается в этом. Грешник живёт в материальном мире, у него есть большие потенции, которые он реализует когда нормально, а когда греховно. Жулик живёт в мире, где всё разорено и поломано, у него импотенция, которую вообще никак нельзя реализовать. Это жизнь евнуха - и революция была, в сущности, самооскоплением в масштабе целой страны. Поэтому, как отмечал Безансон, хвастались количеством выплавленной стали, а что проку от этой стали не было - это тщательно пряталось (от себя, конечно, от других было не спрятать). Так евнух может хвастаться тем, что он куда жирнее султана, голос намного выше, тело белое, гладкое, рассыпчатое...
Грешник - нормальный человек, жулик - нормальный нечеловек. Грешник может покаяться, а жулик и покаяние превратит в жульничество, и благодать переработает в благовзятку, коли подвернётся. Фантасты Стругацкие наделили русских чиновников - назвав их "дубли" (теперь бы сказали "клоны") отсутствием дыхания. Вроде бы как все, но - не дышат и обожают документы (по цензурным соображениям или по литературным, Стругацкие написали, что дубли ненавидят документы, но это ещё ярче высказывает, что они хотели сказать). Жулики - не дышат. Они только собирают кислородные баллоны.
Грешник грешит, чтобы лучше жить. Жулик жульничает, чтобы имитировать жизнь. Он готов даже выглядеть грешником, лишь бы его уважали: "О, руссиш тоталитаризмус!" Да какой там тоталитаризм - просто лежим и гниём, и не с головы, и не с хвоста, а с того самого неудобоназываемого места, которого у рыбы вовсе нет. Это гниение, между прочим, опаснее тоталитаризма, потому что испускает миазмы на всю планету. Попробуйте нас за версту обойти, когда уже каким-то жульническим образом Служба Внешней Разведки свой офис строит рядом с Эйфеловой башней под видом православного храма (правда, весьма нетрадиционной архитектуры). А уж лет через сорок мы столько узнаем про то, как русские жулики манипулировали западными грешниками... Может, одним Берлускони не манипулировали - нашла коса на камень...
Кто виноват и что делать? Никто не виноват, потому жульничество не вина, а неприличность с безобразием пополам, и - ничего не делать. В смысле, не жульничать. Это значительно труднее, чем кажется, но всё же значительно легче, чем хотелось бы той силе, которая утверждает, что она хочет добра, а на самом деле хочет всех сделать жуликами по своему образу и подобию.