БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
ОПОЯСЫВАЮЩЕЕ БЛАГОЧЕСТИЕ
Тысячная очередь людей, жаждущих поклониться «поясу Богородицы» опоясала в ноябре 2011 года храм Христа Спасителя. Дороги вокруг церкви перекрыли. Неверующие -- не все, но многие -- с уважением отнеслись к этому решению.
А как иначе? В экономике уважение к решениям властей основывается на деле Ходорковского, которого регулярно пинают носком лакированной туфли, пинают напоказ, чтобы другим было неповадно. В идеологии (а тут идеология, не религия) уважение внушили делом Сахаровского центра. Госправославные имеют право на погром, а вот их критиковать могут только такие госуполномоченные антиклерикалы как Невзоров и только в чётко ограниченных создателями невзоровщины пределах.
Верующий человек относиться с уважением к вакханалии вокруг вокруг фальшивой святыни, права не имеет.
Святыня фальшивая -- это не обсуждается, это ясно всем. Таких фальшивых святынь в Средние века изготовили десятки тысяч. Вменяемый православный знает, но молчит об этом неловком факте. Если у него есть фальшивая святыня -- прячет куда подальше, а не предлагает для поклонения, сколько бы денег ему взамен ни предлагали.
Невменяемые православные… Они разные. Вот о.Михаил Ардов, критикующий Московскую Патриархию и за экуменизм, и за коррупцию, и за модернизм:
«Что касается подлинности пояса Богородицы, то нет оснований сомневаться в честности афонских монахов, и этот вопрос мы выносим «за скобки»».
Как бы «за скобками» вся жизнь не оказалась! Каждая Божественная Литургия начинается с пения: «Не надейтеся на князя, на сыны человеческия». Включая монахов, хотя бы и афонских – ведь и они сыны человеческия! Не будет же о.Михаил верить тому, что говорят афонские монахи из греков о русских монахах? А когда в начале ХХ века сами русские монахи на Афоне дрались друг с другом на кулаках, так что царское правительство вынуждено было послать туда полицию -- кому из дерущихся следовало верить?
Простейший пример, почему честности афонских монахов нельзя доверять: они хотят получать деньги от Евросоюза, но не хотят выполнять условие Евросоюза и открыть Афон для посещения женщин. Если ты такой принципиальный, так не бери денег, а если берёшь деньги, то выполняй условия, которые выставляет жертвователь.
Главное, конечно, в другом: честность честностью, но самообмана ещё никто не отменял. Невольная ложь, неосознаннные грехи, – всё это печальная реальность и тех веков, когда изготавливали всяческие «пояски Богородицы», и нашего века. Печалиться, впрочем, не следует, а противостоять -- следует. Хватит с нас собственных самообманов, зачем же ещё и чужим поклоняться!
Вера в Бога невозможна без глубокого недоверия к человеку -- к человеку, который говорит, что «Бог» всего лишь бессмысленное сочетание звуков, порождение самообмана. Вера в Воскресение Христа невозможна без глубокого недоверия к римскому и иудейскому правосудию, к стражникам, которые клялись, что тело украдено.
Святыня фальшивая, а грех настоящий, потому что отказ от критического мышления не укрепляет веру, а подрывает её, открывает безбрежный простор для фальсификаций и мистификаций. На этом просторе русские православные живут уже третий десяток лет. При большевиках какие-то рамки были, а теперь большевики в православных шкурах фальсифицируют Православие, как фальсифицируют выборы -- к собственной выгоде.
Фальсификацию делают обязательной частью веры. Вот апология фальшивки из уст довольно типичного (и безусловно честного) человека:
«Бог свободен от любой обусловленности. … Важна не историческая подлинность, а явление благодати Божией. А она зависит от Воли Божией и от веры. … Споры, написана ли в апостольские времена та или иная икона, насколько подлинный пояс Богородицы – просто досужие словопрения, не влияющие на стяжание благодати: «не бойся, только веруй» (Мк 5:36)
Бог свободен, но, как верно заметил Эйнштейн, Бог не карточный шулер -- хотя шулерство и обман можно счесть проявлением свободы. «Веруй» Иисус сказал не тому, кто усомнился в подлинности пояса Его Матери, а тому, у кого умерла дочь. Веровать Иисус предложил в Себя, а не в пояс Богоматери. По логике «только верою» неважно, был Иисус на самом Мессией, Сыном Божиим, Спасителем, а важно лишь веровать в это. Это логика не веры, а неверия, причём самого худшего сорта -- неверия цинического. Если человек верует в то, что Владимирская икона написана прямо с Богородицы, то подлинна ли его вера в то, что Мария родила именно Сына Божия? По евангельской логике, неверный в малом – неверен будет и во многом.
У веры, основанной на принципе «важнее всего результат», слабое место именно результат. Количество исцелений от фальшивых святынь не больше, а меньше среднестатистических случаев непонятных выздоровлений. Если вполне подлинной средневековой иконе -- Владимирской -- молятся как иконе первого столетия, то эта молитва Богу не угодна и человеку вредна. Безразличие к истине рано или поздно сказывается и на отношениях с женой или мужем, с детьми, в политических взглядах и электоральном поведении, в бизнесе, – во всём.
Господь сказал: «Не бойся, только веруй в Меня», но не сказал: «Не бойся соучастия во лжи, только доверяй начальству». Кто выносит правду за скобки, тот обречён жить в кавычках, где, возможно, будут настоящие исцеления и чудеса, а вот Бога -- настоящего -- не будет. Вот и формируется и уже сформировалась новая порода людей, которым Бог важен лишь как источник чудес, и для которых, соответственно, закрыто Евангелие, в котором чудеса -- лишь указатель на Бога, и если нет чудес, то Бог всё равно есть и указывает на Себя – Христом.
ХАНЖЕСТВО И ЗАПОВЕДИ
Принцип «важна благодатность, а не подлинность» нарушает заповедь «не лжесвидетельствуй». К сожалению, враньё в России вовсе не ограничивается «поясом богородицы». Не буду, как Бердяев, говорить о том, что ложь проникает жизнь всего человечества. Все люди лжецы («всяк человек ложь»), но ложь бывает разного качества. В этом смысле ложь поясопочитателей несколько менее греховна, чем, к примеру, ложь интеллектуала, который ради гранта чуть-чуть «поступается принципами», чуть-чуть проституирует со средой, которая обеспечивает грантополучение. Кто-то начинает изображать из себя любителя того, что на самом деле ненавидит, кто-то умалчивает об одних своих взглядах, а другие слегка выпячивает… И дело не в православии и русских – количество лживости в подстраиваниях под деньги израильские или американские ничуть не меньше… Ложь таких «предающих клерков» несколько менее греховна, чем ложь правящей элиты (в России – номенклатуры). И т.д. В низу пирамиды – младенец, который улыбается вовсе не потому, что бескорыстно радуется маме с папой, а потому что зависит от них… (К счастью, слёзы младенца тоже не такие тяжёлые как слёзы взрослого…) Зависимость исчезает – и улыбка куда-то девается… Но её место может занять и другая улыбка, искренняя…
История с пояском более нарушает заповедь «не укради», а не лги. Формально, наверное, и честным афонским монахам заплатили за гастроли фальшивой святыни деньгами не из кремлёвской казны, а «частного лица». Но ведь нет заповеди «формально не кради», есть именно «не укради». Бог на Страшном суде все эти заготовленные путиными бумажки отодвинет в сторону (а мог бы и заставить их съесть – мучений было бы на сто миллионов лет, бумажек там много заготовили…). За чей счёт изготовили сотни тысяч копий? Ответ известен – хозяйка сайта «Православный мир» г-жа Данилова очень чётко его сформулировала, объясняя, почему Кремль имеет право строить собор в Париже. Это – компенсация за ущерб от предыдущих гонений со стороны того же государства.
Как уж там порядочные люди сотрудничают с г-жой Даниловой – ума не приложу… Впрочем, у них нет выбора, – во всяком случае, они так полагают. Печататься-то хоцца… Писать в стол – по-нынешнему, в ЖЖ – как-то неинтересно… И несут порядочные люди порядочные тексты всяким Фомам и Даниловым, и гордятся, что не в «Русский дом» отнесли…
Так вот: получать компенсацию вне очереди и даже отрицая очередь – воровство. Получать компенсацию за ущерб, понесенный другими – воровство. И если ты присваиваешь себе вывеску, которая была на разграбленном магазине и поэтому требуешь себе компенсацию за грабёж – это воровство. Да и получать компенсацию до выяснения размеров ущерба – воровство. И это куда более гнусное воровство, чем всякое разбазаривание народной нефти. Потому что ложь и воровство под прикрытием Церкви гнуснее, чем под прикрытием Лубянки и армии.
И, наконец, третье – хотя по важности духовной следовало бы ставить в начало. «Не сотвори себе кумира». Оказывается (я не знал), очередь к пояску в основном – из жаждущих потомства. Чистый беспримесный магизм, симпатическая магия. «Покрой землю снежком, а меня женишком». Даже омерзительнее обычая платить священнику, чтобы во время родов открыл царские врата – которые тут сравниваются с маткой. Врата раскрыты – и матка раскроется. Поясок, видимо, воспринимается как магический двойник некоей веревочки, которой перевязана матка и из-за которой не совершается оплодотворение. Или как верёвочка, которой невидимо перевязаны семенные канальца мужчины? Видимо, ассоциации зависят от уровня образованности, но в любом случае образованность в очень малых пределах.
А по-настоящему образованные не к пояску ползут за детьми, а в Англию за искусственным оплодотворением – помнится, был несколько лет телерепортаж жалостливый, как сноха кого-то из московского духовенства, кажется, Воробьёва, родила от такого лондонского оплодотворения семерых, кажется, близнецов – и очень просили у правительства денежек ей помочь. Надеюсь, помогли… От пояска, будем надеяться, эдаких разорительных для налогоплательщиков чудес не случится…
См. Мария. Православизация.
Примечательно, что «пояс» – монашеская святыня. Именно в прикосновении к тем, кто сам не имел детей, искали исцеления от бесплодия. Классический образчик – паломничества к мощам печерских преподобных. Ясно, что и тут симпатическая магия, но в чём же её логика? Возможно, сексуальную энергию рассматривают как подобие некоей жидкости – кто её не израсходовал, может поделиться с другими?
Под этим, кстати, – подлая эгоистическая убеждённость, что причина бесплодия всегда в женщине. Как же, мы – мачо, нам только дай, вот баба – дура, пусть ползёт на коленках до Киева…
См. стихотворение о.Глеба Якунина о визите пояса. Замечу, что я не понял слова «выпор» – автор сказал, что это от «пороть». Ну, не знаю… А «запор» – от «запороть»? Впрочем, раёшнику всё можно… Забавно, что «раем» русский народ – настоящий, не этот, не газированный – прозвал вовсе не гламурное кащеево царство, а скоморошьи представления.\
См. Богдановский о монастыре Ватопед и истории его фальсификаций и жадности, 2011. Там же заметка Лурье об истории почитании "пояса".