Богочеловеческая комедия
2013 год: Клан кланом не вышибают
Дело священника Глеба Грозовского, в октябре 2013 года обвинённого в педофилии, любопытно несколькими чертами.
Совершенно случайно приоткрывается завеса над клановым характером современного российского православия (не путать с русским). Вновь, как и до революции, появились священники «экстерриториальные», ведомственные. Так при министерстве внутренних дел "домовой" храм был организован в 2006 году действующим полковником МВД, ставшим в этом "храме" священником, Александром Добродеевым. Именно таким священником является бывший министр здравоохранения, на которого навалился – в буквальном смысле слова, обзаведясь квартирой у министра-священника над головой – патриарх Кирилл. Грозовский формально, видимо, нигде не числится духовником «Зенита», как его сперва было подали, но несомненно, что реально он именно командный священник, воспитанный в недрах команды. Футболисты «Зенита» скинулись и на строительство храма, где последние два года был настоятелем Грозовский, и подарили ему «неплохой джип».
Клановые системы могут возникать по разным причинам. Иногда они "возникают", а прямо продолжают традиции рода. В России, конечно, главная причина постоянной клановизации общества - неправовой характер общества в сочетании с постоянным хищничеством "элиты". Кланы организуют людей для сопротивления и взаимопомощи, но это организация не "граждан", это нечто среднее между профсоюзом, братством и бандитскими группировками.
Связи внутри клана воспринимаются как основной ресурс человека в России. Жители села, где построил церковь Грозовский, вспомнили два его добрых дела: освятил дорогу, чтобы машины на снегу не бились (связи с небесами) и добился, чтобы охранника, получившего тяжелые ожоги, отправили на лечение (связи в медицине). В обоих случаях священник восполняет безделье тех, кто по закону должен и дорогу содержать в нужном состоянии, и предоставлять необходимое лечение. Закон без клана – как пиво без водки. Причем пиво российское, позавчерашнее.
Наши слабые места суть продолжение сильных мест. Клан хорош в обычных обстоятельствах, но плох при столкновении с другим кланом. Справедливо обвинение или нет, но оно явно было поддержано каким-то кланом, достаточно могущественным, чтобы «Зенит» не смог погасить скандал в зародыше. Если бы Грозовский входил в клан патриарха Кирилла или митрополита Ювеналия, то дело вряд ли было бы возбуждено. Быть немножечко автономным от своего начальства недурно, но есть риск – и Грозовский нарвался. Несомненно, однако, что 95% сексуального насилия над детьми и их растления остаются безнаказанными, потому что совершаются в строго закупоренных условиях «православных» (и не только) кадетских училищ, детских кружков, детдомов и приютов. Это лишь в воспаленном воображении автора фильма «Деточки» детдомовцы – подтянутые ловкие дьяволята, а в реальности это изувеченные если не физически, то психологически люди.
Независимо от степени вины Грозовского, сам факт обвинения напоминает, что истерика о том, что педофилия – монополия гомосексуалов – чистая чушь (точнее, грязная). Грозовский – отец четырех детей (двое приемных), но это не означает, что он не может быть педофилом. Оставлять без контроля педагога (а священник в данном случае – педагог) в надежде на то, что он многодетный гетеросексуал – недопустимо.
Можно было бы сказать, что казус напоминает о презумпции невиновности, но на самом деле он напоминает о том, что презумпция невиновности в России носит сугубо избирательный характер. Избиратели при этом – лидеры разных кланов. Они и решат судьбу Грозовского, и нет ни малейшей гарантии, что приговору можно будет доверять.
Совсем уж комическим, раблезианским довеском к сюжету выглядит нетривиальное убежище, которое подыскали подозреваемому. Русский православный священник-футболист, который перевоспитывает израильтян-алкоголиков – это похлеще губермановского «китаец для негра в Туле строит синагогу». Очень бы хотелось ознакомиться с полным списком подобных зарубежных заведений, содержимых на деньги российской нефти. Нечего и говорить, что такие "командировки" абсолютно противоречат каноническому праву (Израиль уж точно не каноническая территория Московской патриархии).
Видеть в деле Грозовского – в том, что священника отдали под суд – проявление некоего антиклерикализма, признаки ссоры между президентом и патриархом – не стоит. Но то, что видят, показывает, до какой степени в России все завязано на одном-единственном человеке. Без него и дела не возбудят, и дитятю в пупок не поцелуют. И вот это, пожалуй, самое страшное – потому что такая мономания для любого греха, от педофилии до сектофобии, как бензин для огня.