Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

ФАНТОМАС ПРИКАЗЫВАЕТ СРЫВАТЬ МАСКИ

Cм. Гундяев, журналитика. РПЦ МП после 2000 г.

Призыв руководителя Московской Патриархии «срывать маски» с журналистов, которые смеют критиковать вверенное ему учреждение (2011 год), не так прост.

На первый взгляд, этот призыв – хорошая новость для тех, кто за десять лет правления Вертикали Власти о Двух Концах лишён возможности издавать газеты и журналы. Патриарх подчеркнул, что интернет-пространство значения не имеет. Правда, при этом оказывается, что и блог Д.А.Медведева явление, не заслуживающее внимания. Так ведь так оно и есть – ведение этого блога лучше всего показывает, который конец Палки о Двух Концах верхний, а какой, извините за жаргон, «саб». Однако, менее высокопоставленные блоггеры не должны расслабляться. Значения их текстам не придают, но зачищать интернет будут, пусть и на специфический путинский манер – по-удавьи.

На второй взгляд, этот призыв – хорошая новость для тех, против кого он направлен. «Покайся, я всё прощу». Тебя наняли в кремлёвскую смишечку, так следи за курсом. Курс всегда один – на ужесточение. Воронка всегда сужается, и вороньё сужается вместе с нею. Видишь, что западная интеллектуалистская модель уже 20 лет как лишена кремлёвского благоволения, видишь, что новая помпадурша – Московская Патриархия, так и пиши про то, как правильно всё отобрать у музеев и отдать Патриархии.

Не «попам», кстати, и уж подавно не Церкви Христовой, а строго центральному аппарату Московской Патриархии, который один, по её уставу, является собственником всего её имущества – от колоколен в Москве до куска мыла в туалете лондонского прихода.  Священники и прихожане в этой структуре не обязательное, хотя и допустимое на определённых условиях – как допустимо, хотя и не обязательно (к сожалению), мыло в некоторых туалетах.

«Маска», может показаться, это хороший сигнал. Власть говорит: «Будем считать, что твой либерализм – не твоя суть, а так… Ты исполнял задание по имитации либерализма и немножечко заигрался… Я знаю, ты нормальный, под маской фрондёрства у тебя хорошее звериное мурло, настоящее твое лицо – рожа, которая смотрит красным кремлёвским кирпичом. Вот и покажи теперь всем этот кирпич».

Кошмар  - общий для нынешних времён и для прошедших – в том, что власти совершенно не нужны даже искренние холуи. Она сдирает маски – или то, что считает масками – пока не обнажится пустота. Только пустота – твёрдая опора произвола и насилия.  Поэтому и московские великие князья своих бояр всё время перемалывали, и генсеки своих ежовых. Стабильность была лишь в краткий – на два века – период, когда власть надела шкуру европейца. За что её и свергли (и за военные поражения, конечно – в России всякую власть свергали без труда, но только за неудачи в милитаризме).

Бедный патриарх Кирилл не сознаёт, что одно срывание масок не принесёт ему счастья. Маски-то сорвут, пустоту продемонстрируют, но газеты будут выходить, телевизор будет работать. Содержание, конечно, будет самое кремлёвское, но форма-то, форма останется чужая, западная. Все эти гнусные СМИ гнусны, ибо придуманы в свободном мире для свободных людей. Конечно, русский деспотизм в это сам не верит и другим запрещает, а велит веровать, что СМИ – это просто средство оболванивания подданных. Велит, а внутри знает, что нет, не для этого. Потому и злится, потому и такой раздражённый ныне и присно.

Это справедливо по отношению ко всему западному в России. Злятся на капитализм, злятся на интернет, злятся как мартышка на очки. Сперва украдут, потом приспособят для своих забав, а потом злятся, почему ничего не получается. Потому что и капитализм, и газеты, и интернет лишены смысла в стране, где нет права и нет жажды права, свободы, правды, а на их месте – агрессия, милитаризм и цинизм. Тут формы, созданные для свободного рынка, наполняются бандитским содержанием – но ведь не формы виноваты и не свобода виновата, как очки не виноваты, если они запотели в руках мартышки.

Так что призыв «сорвать маску» - всё-таки нехороший симптом. Владыке не нравятся очки даже в руках у слепых , и призывает он не маску сорвать, а очки выбросить. Реставрация несвободы зашла настолько далеко, что то, что ещё пару лет назад воспринималось как безобидная финтифлюшка на платье короля, нынче раздражает и короля, и свиту. Нехорошо то, что всё-таки и король, и свита, и патриарх, и журналисты – люди. До кончиков ногтей и до начал души люди. В них нет пустоты. Поэтому «сорвать маску» человечности и свободолюбия означает, на самом деле, напялить на человека маску пустоты. Увидить эту маску очень просто - достаточно поглядеть на того же патриарха, на того же премьера и иже с ними. Хорошие, содержательные люди – но в маске, и не в одной.

Фантомас надевал иногда пару масок, но куда там… Тут как на дереве годичные кольца – одна маска надета была при Брежневе, когда будущий патриарх начал свою карьеру, потом андроповская маска, а сверху ещё и черненковская, и горбачёвская… Срывать их – страшно болезненно, и призывать к этому абсолютно невозможно, но всё-таки знать, что они есть, нужно, и соответственно себя вести… Что означает, видимо, поститься и молиться о том, чтобы маски линяли и слезали, а лицо, скрытое в их глубине, постепенно приближалось к поверхности и привыкало к ветру, теплу и свету Божию.

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова