Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

Богочеловеческая комедия.

Культура России: 2000-е годы

ФИКТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПРОТИВ ФИКТИВНОЙ РЕЛИГИИ

Социолог Борис Дубин часто подчёркивает, что религия в современной России не выполняет религиозных функций, но выполняет функцию социальную, идентификации с "мы".

Это лишь часть правды. Вся правда в том, что и другие элементы жизни в России используются как очки мартышкой. Прежде всего, это нужно сказать о культуре, потому что именно из среды "деятелей культуры" сейчас исходит самая активная критика клерикализации. Одно зло не оправдывает другого. Зло фиктивной религии не оправдывает фиктивную культуру - а культура в России тоже используется не по назначению, тоже служит средством отождествления себя с "мы". Драма в том, что это "мы" одно у псевдо-культуры и псевдо-религии, что и создаёт конфликт. Идёт не борьба за секуляризацию, идёт перетягивание власти и подданных на свою сторону.

"Чума на оба ваших дома". "Деятели культуры", "интеллектуалы", "интеллигенция" так же предпочли истине - карьеру, спокойную жизнь, компромисс с ложью, как это сделали "деятели религии", "православные" и т.п. Поэтому споры из-за "памятников культуры" не вызывают сочувствия. Памятники жалко, а вот их защитников - нет, потому что защищают не ради памятников, не ради культуры, а ради сохранения своего мирка, из эгоизма. Если бы "деятели культуры" действительно были культурны, они не были бы аполитичны. Они бы не молчали во время войны в Чечне - а они молчали. Они бы не молчали, когда стесняли и стесняют свободу совести - а они молчали и молчат. В этом отношении их позицию очень адекватно представляет партия "Яблоко", поразительно ловко останавливающаяся перед самыми важными вопросами ради решения вопросов вторичных, зато важных для "прослойки". Между тем, в отличие от любых других слоёв и групп, культурное сообщество, образованные люди - должны радеть не о себе, а о других, о целом. Это единственная социальная группа, у которой нет своих интересов, чьё призвание и смысл - заботиться о других, о тех, кто сам по себе позаботиться не может по разным обстоятельствам.

В России же сформировалась аутичная культура - такая же аутичная, как русская религия (любых конфессий). Её культурные достижения неизмеримо меньше её хвастливых заявлений о своих достижениях - это относится, опять же, и к русской религиозности. В псевдо-культуре, как и в псевдо-религии главное - политизированность, проявляющаяся в самоцензуре. То и дело определённые сферы, темы, идеи оказываются табуированными. О них молчат - потому что в доме палача не говорят о верёвке. Точно невидимые стены то тут, то там пролегают поперёк научных исследований, купируя полёт мысли. Вроде бы всё идёт нормально, по-европейски, и вдруг - обрыв. Потому что культура вся - на коротком поводке государства, как и государственная религия. Государство может даже не очень дёргать поводок, система уже почти сто лет как движется по инерции, нуждаясь лишь в минимальных ремонтных работах. Показная издевательская расправа над пуссинидами - одна из таких ремонтных работ, напоминающая интеллектуалам, кто они такие есть, кто расправа с Ходорковским напоминает об этом бизнесменам. Действует!

 

 

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова