Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

НАЧАЛО XXI ВЕКА: ПАТОЛОГИИ ЛОЯЛЬНОСТИ: РАБОТНИКИ РОССИЙСКОЩЙ КУЛЬТУРЫ

См. психология капитуляции. Интеллигентность.

Нынешний вопль "работников культуры" о том,что государство их гнобит, экономит на деньгах, а сэкономленное и многое иное отдаёт церковным мракобесам - есть лишь очередная нота в тоскливом стоне, которому в обед сто лет. Самое печальное, что в этот стон вплетают святое - разговоры о творчестве, о свободе и т.п. Мол, не даст государство денег - не будет свободы, не будет творчества, не будет культуры.

Творчество (свобода есть его условие) может сочетаться и с поддержкой государства, и с любой поддержкой. Возможно творчество и без поддержки, и вопреки гонениям, но об этом страшно даже подумать. Творцов надо поддерживать, сам себе дорогу пробивает лишь фекальный поток.

Расцветает творчество там, где идёт конкуренция между желающими поддерживать. Не конкуренция за поддержку, а конкуренция за власть между ними. Таким именно образом стало возможно Возрождение и вся современная культура. Эразма Роттердамского поддерживали одни князья, защищая от других - своих врагов. Американцы дали приют тем, кого выгнали из Германии. Творец лавирует среди  айсбергов "государств" и "наций", этим и свободен.

Русская проблема та, что тут одно-единственное государство. Если оно не поддерживает, оно - давит. Осталась лишь внешняя конкуренция - творческие люди сегодня часто живут на западные деньги, а то и вообще полгода проводят на Западе, полгода в России. Это те, кому для творчества ничего особенного не нужно, а вот физики - как нынешний нобелевский лауреат - безусловно предпочитают Запад, там только необходимая им свобода коммуникации, которая важнее денег. Что до нынешней проблематики, то лукавство здесь в том, что государство не вообще лишает культуру поддержки. Государство тратит огромные деньги на культуру - но очень определённого рода, на культуру милитаристскую, деспотичную, азиатскую. Эта культура не видна на поверхности, но денег она ест немеряно.

Та культура, которая три века одна казалась культурой - европейского типа - была создана государством в лице Петра I. Но, как говорилось в одной кинокомедии, "я тебя выдвинул, я тебя и задвину". Теперь вестернизация отменена - во всяком случае, цивилизационная вестернизация, потреблять-то предпочитает руководство по-западному. Идёт пакистанизация страны - Россия возвращается к собственному XVII веку. Что ж, что было дано без труда снизу, дано по царской воле, то и утрачивается легко, по царской же воле.

Эразм Роттердамский много трудился, чтобы отстоять гуманизм, а русские интеллектуалы - не трудились, а делали карьеры. Считать, что их обманули, они права не имеют - солдат не обманывают, солдатам вместо прежнего приказа отдают новый. Вольтерам приказано стать фельдфебелями. Так ведь эти вольтеры и раньше не слишком-то вольнодумничали, всё делали в рамках дозволенного. Дозволенные речи - для Шехерезады нормально, для интеллектуала недопустимо. Мыслить означает мыслить критически, означает выходить за пределы дозволенного, "transcendere" - не обязательно в религиозном смысле, но в личном-то уж точно обязательно. Поэтому, скажем, журфак Садовничего - создан как орган подготовки партийных пропагандистов, таковым и остаётся по сей день. И люди смеют гордиться тем, что там учились, когда этого надо стыдиться и скрывать это всячески. То же относится mutatuis mutandis ко всей российской "гуманитарке": халтура, кое-какерство (термин Стругацких), выбегалловщина (они же).

Конфликт работников русской культуры и русской церковности - борьба нанайских мальчиков, от этого конфликта не холодно и не горячо ни подлинной культуре, ни подлинной вере. Творчество нет ни там, ни там - во всяком случае, система подавляет творчество и там, и там. Что есть творческого, созидается помимо системы и вопреки ей. "Помимо" не означает "вне". Система тоталитарна, вне её жизнь почти невозможна. Хотя всё-таки возможна, да и глобализация помогает свободе творчества в России намного больше любых ведомств.

Я работал и в библиотеке, и в архиве, и в музее - знаю систему изнутри. О чём говорить, когда я знаю религиоведов, не читающих ни на одной иностранном языке. Так что тут надо не просто раболепно вымаливать у власти сохранения status quo, не просто бранить религиозную номенклатуру - которая ничуть не лучше, но и не слишком хуже номнклатуры культурных учреждений - а надо с нуля, с grass-root level вестернизироваться самим, не дожидаясь, пока начальство это разрешит или выделит на это деньги. Учиться солидарности интеллигенции, полностью утраченной после 1917 года. Учиться работать по-западному, даже, если за это не платят. Думать не только о своём корытце, а о Культуре и Цивилизации с больших букв. Сознавать недостаточность своего образования и восполнять пробелы, а не раздувать щёки и трындеть об особом русском пути. Да, это трудно, но мы же люди, а не петуньи, чтобы расти только там, где разрешено. Да и благодать поможет - если, конечно, просить благодати и вдохновения, а не кормушки побольше.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова