Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

 

Замкнутость может реализовываться через идеологизацию. Например, в эпохи родовые, коллективистские религиозная жизнь не бывает замкнутой, - человек всегда включён в ту или иную общность, которая его контролирует, размыкая хотя бы и насильственно. Когда индивидуализм побеждает коллективизм, человек получает свободу строить своё религиозное поведение в отрыве от других.

Если при этом индивидуализм остаётся индивидуализмом, если человек не обретает себя как личность через общение и творчество, то свобода оборачивается весьма пикантными парадоксами. Например, появляются члены религиозной организации, которые исповедуют идеологию, отрицающую основы той самой организации, к которой он принадлежит по своему поведению и организация, что примечательно, это терпит. Не так удивительно, что в недрах, к примеру, Московской Патриархии есть множество людей, отрицающих идеи, на которых стоит патриархия: национализм, сотрудничество с номенклатурой, триумфализм, жёсткая партийная дисциплина и вообще партийное понимание содержания и форм религиозной жизни. Удивительно то, что эти люди, бичуя пороки Московской Патриархии, вплоть до заявлений, что эти пороки противоречат Евангелию и тем самым превращают Патриархию в псевдорелигиозное учреждение, всё-таки остаются в этом учреждении.

Например, свящ. Георгий Эдельштейн, свящ. Павел Адельгейм указывали, что сотрудничество церковных иерархов с КГБ антиканонично, лишает этих иерархов благодати, превращает их в фальшивых иерархов. Однако, своё священство эти люди как получили из рук, которые называют фальшивыми, так и продолжают существовать внутри ситуации, которую признают фальшью. Многие русские православные со времён Хомякова критиковали и критикуют государственническую церковь, в которой главным и единственным авторитетом является иерарх. В ХХ веке была даже создана своеобразная "теология евхаристического собрания", которое провозгласила богослужебную общину единственным источников авторитета, благодати, церковности.

Однако, разделяющие эту концепцию люди продолжают оставаться в той самой Церкви, где по-прежнему господствует вовсе не община (главенствующая роль которой остаётся лишь абстракцией, мечтой - и фикцией), а архиереи, да еще весьма коррумпированные. Так происходит по тому, что под "общиной" имеют в виду лично себя, а вовсе не настоящую общинность. Общинностью прикрывают свой эгоизм, а надо бы - на признании своей личной ответственности просить благодати соработничества с другими людьми. Общинность есть благодать, а её подменяют механичностью коллектива. Да и коллектива никакого не образуется - обычный кружок, "тусовка". Глубокого же общения нет, почему и возможно объединение под вывеской "единой Церкви" миллионов эгоизмов и гордынь.

Впрочем, те люди, которые уходят из Московской Патриархии, потому что для них она недостаточно антисемитская и антихристианская (недостаточно антикатолическая и антипротестантская), тоже далеко не всегда принимают заново крещение и рукоположения, хотя по их идеологии - должны бы. Да и сам их уход отнюдь не означает, что они избавились от индивидуализма- часто они просто возводят ситуацию в квадрат. В духовной жизни минус на минус даёт минус, а то и два минуса.

АНАФЕМА АНАФЕМЕ

Анафема есть бойкот. Как и всякий бойкот, она должна показать отлучённому, что без него прожить можно, а вот он без анафематствующего не проживёт. Как и всякий бойкот, она показывает прямо противоположное: без человека, опустившегося до анафематствования, можно прожить. Более того, людей, решающих конфликты бойкотом, следует всячески сторониться.

Самое ужасное, конечно, бойкот при воспитании детей. Это гибель духовная для родителя, решившегося "проучить" ребёнка своим молчанием. Ребёнок понимает одно: его не любят, он лишний.

Из анафем, которые щедро накладывал Папа Иннокентий III в XIII веке, королями был сделан один вывод: жить отлучёнными от Церкви (и выгодно - деньги, предназначавшиеся Папе, попадали королю).

Льва Толстого не отпели? Вывод один: отпевание совершенно лишняя процедура. Или кто-то полагает, что Толстой в аду с Гитлером, а Сталин, отпетый тысячами священнослужителей, в раю?

Нынешняя власть России - светская и церковная (из вежливости будем считать верхушку РПЦ МП властью именно церковной) - бойкотирует всех и вся. Это аутичная власть. Всех и вся делает один вывод: а ничего страшного! Хорошо бы ещё эти бойкотчики и анафематчики денег наших не тратили. Но, как сказано во втором послании к Римлянам, "начальствующий носит ядерный чемоданчик не напрасно".

См. православизация. Закрытость.

Rусское

«Русский йогурт» – так прозвали в 90-е водку в стаканчиках по 50 грамм, продавали в ларьках.

«Русское открытое христианство» – это казённые православные, которые потеряли и способность, и желание общаться с кем бы то ни было.

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова