Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

ПРАВОСЛАВИСТСКИЙ ЦИНИЗМ

Прямое следствие несвободы - цинизм. Цинизм - это скепсис несвободного человека. Скепсис Анатоля Франса - свободный, вольный, наполненный воздухом. Цинизм же... Вот Виталий Каплан, православный, заведующий отделом в журнале "Фома":
"Существует «закон маятника» — это когда борьба за правое дело неизбежно переходит в свою противоположность. Не только в политике, а вообще во всех сферах жизни — в политике просто заметнее. Тут и опыт кровавых революций (условно говоря, «красных»), и опыт некровавых («бархатных», «оранжевых»). Боролись с омерзительным злом, грудью вставали, жизни клали, как-то вдруг победили — тут бы успокоиться, остановиться, но нет, невозможно, маятник уже инерцию набрал, он обязательно качнётся в другую сторону" (vitaly-kaplan.livejournal.com/142435.html).

Цинизм, в отличие от скепсиса, не видит реальности, а видит мифы. Каплан видит неких "озверевших «антифа», избивающих безоружных участников «русской пробежки»". Он полагает, что то, что русская номенклатура насаждает по видом ювенальной юстиции - извращение ювенальной юстиции, что Янукович - это крайность, вызванная "оранжевой революцией". С таким же успехом можно считать педофилию маятниковым извращением педагогики.

Каплан советует перед тем, как начинать за что-то бороться, подумать - есть ли смысл, когда надо будет сказать себе "хватит", когда надо наметить "соскок", отход от борьбы. Рационально, но не разумно - потому что игнорируется сама природа человека, человеческой психики. Да и природа мира. Невозможно сделать такие подсчёты, а часто - и безнравственно делать такие подсчёты. Но главное - просто неверно, что "борьба" есть какое-то особое состояние, особое занятие.

Попытка представить каких-то людей в виде "борцов", "диссидентов", а каких-то - "просто людьми" есть неудачная попытка кодирования реальности. Зачем такое нужно? Видимо, чтобы оправдать отказ от борьбы, переход невидимой границы, который отделяет миротворчество от сдачи своих позиций. Такой цинизм был средством самоуспокоения советских интеллектуалов, теперь - пост-советских... Это хороший признак - большинство людей изымает из своей жизни борьбу безо всяких угрызений совести. Циник, отрицающий борьбу, сам всё же борец. Со своей собственностью. Скептик, между прочим, и не отрицает борьбы, и борется - тот же Франс очень яркий пример.

Сон разума порождает каприччиос.

См. псевдо-интеллигенция. Цинизм.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова