Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

CПРАВОЧНИК ПУТЕШЕСТВЕННИКА ВО ВРЕМЕНИ

ЕДА

Ср. застолье.

См. Златоуст в защиту еды, Гончаров в защиту питания азотом.

К Пасхе 2010 Г. стали популяризировать статью двух американских исследователей, родных братьев Крейга и Брайана Уонсинков. Статья о диетологии и опубликована в журнале о диетах, хотя один брат экономист, а второй религиовед в методистском колледже. Они изучили 50 изображений Тайной Вечери с 11 по 20 вв. и сочли, что размеры тарелок увеличились на 66%, порции еды выросли на 69%, порции хлеба на 23%.

Более чем сомнительно. Авторы - не искусствоведы. Они наивно полагают, что, сопоставляя размеры тарелок с размером голов, гарантируют точность подсчётов. Более того, можно твёрдо сказать - из 50 полотен 90% относятся ко второй половине тысячелетия, так что статистика заведомо неравномерная. Скорее всего, из 50 полотен 30 - одного XVI века (думаю, моя подборка иллюстраций уже вполне представительна: http://krotov.info/spravki/persons/01person/nz_ill_144taynaya_vecherya.htm.

Исследования такого рода были, они давали разумные результаты - выяснялось, прежде всего, что росло само количество тарелок, появлялись личные столовые приборы и т.п. Но никакой "еды", да ещё отдельной от хлеба, на изображениях Тайной Вечери не было вплоть до Ренессанса.

А что есть стали больше, тривиальный факт, ради которого не нужно предпринимать методологические порочные "исследования". Этот факт значительно лучше прослеживается по другим источником - останкам тел, сведениям о покупке еды и т.п. Делать из этого факта вывод, что надо есть меньше, неверно. Питание определяется не только количеством, но и качеством еды. Обжираться не следует, но и ностальгировать по средневековой хилости ни к чему.

*

Многие животные делают запасы, но многие ли животные обмениваются запасами? Частная жизнь, личная жизнь начинается не с откладывания впрок еды, а с превращения еды в средство обмена и, соответственно, в символ. Тут, возможно, истоки разума как способности оперировать словом.

*

Разговоры о еде заключённые называли "желудочный онанизм". Франк считал такие разговоры нежелательным издевательством над организмом, "дразнением" - в этом смысле, прямо противоположный эффект в сравнении с обычным онанизмом.

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова