Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Свящ. Яков Кротов

ИСТОРИЯ КОЩУНСТВ

К оглавлению

ЗДОРОВАЯ ГОЛОВА ВВЕРХУ - ЗДОРОВЫЙ ВЗГЛЯД ВНИЗ

См.: Человек без свойств - фига. * Христос.

На пасхальной неделе 2007 года в кощунстве был обвинён канадский  скульптор Козимо Кавалларо (р. 1961) выставил в манхеттенской галерее «Лэб» («Лаборатория») шоколадное изображение распятие в натуральную величину. Фигура изображена без креста и, что важнее, без набедренной повязки.

Кардинал Нью-Йорка Эдвард Иган выступил с протестом. Билл Донахью назвал скульптуру «худшим оскорблением чувств католиков».

Журналист Поль Эткен (altpenis.com/news/holy_penis.shtml, 2007) отметил, что пенис изображён средней длины и что скульптор допустил ошибку: он не знал, что в эпоху Иисуса обрезывалась лишь та часть верхней плоти, которая выступала за конец пениса, изобразил след обрезания, характерный для современности. Ранее Кавалларо выставлял серию фотографий, на которых модельерша Твигги была изображена одетой в настоящий сыр.

Существует более 200 изображений Иисуса с неприкрытым пенисом, из них большинство – изображение Его младенцем. На латыни такие изображения назывались «ostentatio genitalium».

Самое раннее изображение пениса взрослого Иисуса – византийская мозаика V-VI в., где Иисус стоит в водах Иордана нагим. Впрочем, ревнители ортодоксии могут заметить, что это мозаика из арианской часовни.

Второй случай – статуя «Воскресший Иисус» Микеланджело (в римской церкви Санта-Мария-сопра-Минерва), где пенис изображён маленьким (как и у статуи Давида). Периодически статую «украшали» набедренной повязкой. В 2006 г. на аукцине Сотбис был продан листок, на котором Микеланджело в 1521 подвёл счёт стоимости этой статуи – 200 дукатов (около 60 тысяч долларов). В контракте заказчики – каноник собора св. Петра Бернардо Ченчо и Марио Скапуччи -  упомянули, что Иисус будет «нагим».

Статуя в течение долгого времени стояла без набедренной повязки, была предметом религиозного почитания – на правую ступню пришлось надеть сандалию, чтобы поцелуи не оставили следа. Франциск I заказал бронзовую копию статуи (в Париже).

Церковь Минервы принадлежала доминиканцам (тут покоятся останки Аквината). В теологическом споре о том, был ли воскресший Иисус нагим, доминиканцы предпочитали реалистическую позицию.  

В наготе Иисуса после Воскресения есть особый смысл. Иисус сопоставляется с Адам. Если «первый Адам» совершил грех и после этого устыдился своей наготы, надел повязку на чресла, то «второй Адам» принципиально должен быть без набедренной повязки, спасение есть возвращение в царство невинности.

Микеланджело изобразил Иисуса нагим и на статуе Мадонны с Младенцем 1506 года, и на распятии 1494 года, и на «Несении во гроб» 1510 г. На рисунке «Распятие» 1541 г., однако, гениталии прикрыты едва заметной прозрачной повязкой.

Художественный критик Вальдемар Янушчак писал:

«По «Воскресшему Христу» Микеланджело можно определить, здорово ли христианство. Обратите внимание, есть ли на статуе набедренная повязка. Если христианство здорово, повязки нет. Если христианство хворает, повязка есть. … Когда я первый раз увидел эту скульптуру – в 1975 году – католичество было прогрессивным, Воскресший Христос стоял нагим, впечатление было очень глубоким. В мой следующий визит, Христос получил бронзовую набедренную повязку» (Sunday Times, 23 апреля 2000).

Проблеме сексуальности Христа в искусстве посвящена монография: Steinberg, Leo. The Sexuality of Christ in Renaissance Art and in Modern Oblivion. 1-е издание – 1983 год, 2-е – 1987 (Чикаго).

Папа Иоанн-Павел II писал в книге «Любовь и ответственность»:

«Нагота как таковая не непристойна. … Непристойность появляется там, где нагота играет негативную роль, унижая личность, когда цель наготы – возбудить похоть, в результате которой личность оказывается в положении объекта для развлечения».

Проблема в том, что Войтыл писал это в 1960 году, когда был не папой, а молодым викарием краковского архиепископа. Тогдашний папа Иоанн XXIII открыл двери свободе, но после его кончины эти двери стали закрываться.

Ограничение свободы других во имя светлых идеалов - коммунизма, целомудрия, католичества - всегда есть признак внутренней несвободы того, кто ограничивает. Поэтому люди власти обычно страдают сексуальными отклонениями, начиная с болезненной подозрительности. Они видят "провокацию", "вызов" повсюду. Воркуют голуби - провокация! Девушка в короткой юбке - вызов (патриарх Кирилл 2 февраля 2011 года попрекнул тех, кто не сопротивляется его попечению, "чтобы люди научились прилично одеваться")! Изображён Иисус без набедренной повязки - кощунство!

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова