В XIX столетии
Не гордыня и смирение противостоят друг другу, а личное смирение - коллективному
смирению, личной гордыне, коллективной гордыне. Коллективная гордыня побуждает
даже христиан пропагандировать свою, заверяя, что "только в ней" возможен,
к примеру, истинный триумфализм или, напротив, истинный пацифизм, то есть, что
только верой в Христа можно добиться военных побед или, напротив, только через
веру в Христа можно стать подлинно глубоким сторонником противления злу через
силу добра.
История, разумеется, опровергает такую пропаганду фактами - христиане и терпят
поражения, христиане и наносят поражения, правда, только военные. Так и мусульмане
бывают и милитаристы, и миролюбцы. В 1867 г. сорока семи лет от роду в городке
Устюжна под Новгородом умер в русском плену великий мусульманский проповедник
мира Кунта-хаджи. В то время, как большинство чеченцев приняли милитаристскую
и фундаменталистскую идеологию аварца Шамиля, сделав его своим лидером, Кунта-хаджи
учил:
"Война – дикость. Удаляйтесь от всего, что напоминает войну, если враг
не пришел отнять у вас веру и честь. Ваша сила – ум, терпение, справедливость.
Враг не устоит перед этой силой и рано или поздно признает своё поражение. Никто
не в силах осилить вас и вашу правду, если вы не свернете с пути своей веры".
Имам Шамиль запрещал Кунта-хаджи проповедовать. По просьбе русских оккупационных
властей представители официального ислама публично проповедовали против него.
Кунта-хаджи в ответ призывал не воевать с русскими из-за религии:
"Дальнейшее тотальное сопротивление властям Аллаху не угодно! И если
скажут, чтобы вы шли в церкви – идите, ибо они только строения, - а мы в душе
мусульмане. Если вас заставляют носить кресты – носите их, так как это только
железки, оставаясь в душе мусульманами. Но! Если ваших женщин будут насиловать,
вас заставлять забыть язык, культуру и обычаи, - подымайтесь и бейтесь до последнего
оставшегося! Свобода и честь народа это – его язык, обычаи и культура, дружба
и взаимопомощь, прощение друг другу обид и оскорблений, помощь вдовам и сиротам,
разделение друг с другом последнего куска хлеба".
В 1863 году Терский генерал-губернатор приказал арестовать Кунта-хаджи. При
этом войска генерала Туманова расстреляли в Шали толпу из трех тысяч учеников
проповедника, не имевших при себе огнестрельного оружия: погибло 164 чеченца,
в том числе 6 женщин. Место расстрела чеченцы почитают как святыню. Русские власти
показали, что им нужнее ислам, похожий на их православие - воинствующий, а не
пацифистский.
Война с Россией на рубеже ХХ-ХХI вв. привела к тому, что последователи мирного
ислама были истреблены, их место заняли чеченцы, придерживавшиеся ислама милитаристского.
Русские исламофобы были уверены, что воинственность ислама основана на Коране.
Владимир Соловьев, однако, указывал, что Мухаммед призывал к войне лишь до тех
пор, "доколе не утвердится ислам", не призывая, однако, к завоеванию
всего мира.
|