Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

СВОЙСТВА БЕЗ ЧЕЛОВЕКА

 

ПОВЕРХНОСТНОСТЬ

Сергей Кузнецов (Книж. обозрение, 21.4.3): журналист, много лет работавший в глянцевых журналах, которые он сам признает "поверхностными", утверждает, что нельзя называть что-либо "поверхностным", п.ч. и культура алкашей у ларька, рейверов, все равно - "люди всегда остаются людьми, у них всегда есть любовь, всегда есть страх смерти, всегда есть страх одиночества и страх контакта с другими людьми, - базовые чувства есть у всех". Понятие "поверхностности" безусловно принципиально, оно базовое, потому что связано с осязанием. Отрицание его - как в данном случае - есть отрицание совести. Алкаш, кстати, никогда не заявит, что у него все "глубоко". Он знает свой грех. Только изысканный интеллектуал воспевает "глубины" дна. Дно - не глубинно, оно вообще не имеет низа. Глубже всего на небе. На поверхности бытия глубже всего, на дне бытие мельче всего. Сводить "базовые чувства" к страху - возможно для психотерапевта или литератора, это игра, это может помочь вылечить человека или написать роман, но это не имеет отношения к реальности. Первичен не страх, а страсть. Отрицать саму возможность поверхностности, дикарства, одичания, опускания означает отрицать и возможность подъема. Отрицать вечные муки означает отрицать вечное блаженство. "Все серенькие" - значит, нет света нигде. Это соблазн манихейства и дуализма, где оппозиции сбиты в один блин.

Возможно ли прилагать критерий греховности к культуре? Конечно, если понятие культуры бесконечно расширить и прилагать ко всему, то культура подпадает под нравственное, а не только научное суждение. Есть культура у палачей, у бандитов, но плох был бы тот ученый, который бы под предлогом объективности вместо изучения палаческой культуры стал бы утверждать, что культура палачей - это культура обычных людей, по-своему возвышенных.

Хотя возвышенность тоже грех. Как парный подсвечник.

ПСЕВДО-КУЛЬТУРНОСТЬ

Шмеман определил культуру как "причастие" - "участие в том, что победило время и смерть" (Шмеман. Дневники. С. 61). Это объясняет различие между культурой и культурологией, между теми (часто вполне безграмотными и необразованными) людьми, которые участвуют в преодолении смерти, и теми интеллектуалами, которые лишь "изучают", "играют в бисер". Многие люди "культурны" лишь в очень условном смысле. Они не походят к культуре, а смотрят на неё со стороны, как прихожане, которые в храме стоят, но не причащаются. Хорошо ещё, если эти люди не участвуют в культуре, потому что считают себя недостойными - как есть люди, которые не причащаются, ибо знают за собой грех. Они уже причащаются покаянием. Но ведь огромное количество образованных людей не просто не участвует в том, ради чего создавалось "образование", но и оплёвывают это, продают это, искажают это или, в лучшем случае, мумифицируют воскресение. Так многие богословы мумифицируют воскресшего Христа в огромных ледяных кирпичах, написанных не ради победы над смертью, а ради того, чтобы дожить до смерти с максимальным комфортом и иметь приличное надгробие и "вечную память" в очередном выпуске "православной энциклопедии".


 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова