Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

СВОЙСТВА БЕЗ ЧЕЛОВЕКА

СЫТОСТЬ

Нищий - настоящий нищий - просит подаяния, хотя может работать. Это человек, раздавший (возможно, не другим нищим, а продавцам винно-водочных отделов) своё состояние. Он не идёт ни за кем, никого за собой не зовёт. Он - нищий настоящий, потому что сам избрал нищету, изнутри. Его не побуждали к этому ни болезнь, ни духовный поиск. Его "подай", а напрашивается на отповедь: "Заработай". Действительно, совсем нетрудно - если в городе - заработать здоровому мужику себе на пропитание, не греша. Может быть, поэтому так тянет человека определить, сколько самое меньшее нужно ему в день - еды или денег.

Учёный тоже человек (а часто, весьма близкий к нищете - это плата за свободу и любовь к знанию). Он ищет и находит ответ - вот, к примеру, С.А.Нефедов (Теория демографических циклов и социальная эволюция древних и средневековых обществ Востока) сумел определить, как менялось количество ячменя, которое мог на дневную заработную плату купить неквалифицированный рабочий в Вавилоне (буквальном Вавилоне, не в нынешней Москве). Нищал вавилонский трудяга: за 600 лет до Рождества Христова он мог купить 7,7 литра ячменя, в 539 году - 4,4 литра, а уже спустя 15 лет - всего 2,5. Затем инфляция затормозилась, потому что ну куда же меньше, однако в 486 году он мог купить всего 2 литра ячменя.

Так вот, когда подёнщик может купить всего 2 литра ячменя в день, Вавилон может завоевать даже Александр Македонский. Население возражать не будет - не из-за недостатка патриотизма, а из-за недостатка энергии.

В этой Вавилонии, которую историки вежливо называют "сложным аграрным обществом", вся история движется по циклам: сперва места много, хлеб дешёвый, население растет. Но чем больше людей, тем меньше на одного человека хлеба, тем меньше платят и тем дороже хлеб, начинается голод. После чего возможны разные варианты. Если общество не слишком сложное и власти, к примеру, не могут создать и распределить запасы хлеба, то начинает мор. Если общество посложнее, начнётся гражданская война, или революция, или война с соседями. В любом случае, города придут в запустение, культура превратится в мультуру, население ляжет и умрёт. И сказка про мочало начнётся сначала: места много, хлеб дешёвый...

До Нефедова этот цикл отлично знали по Китаю. Например, в начале очередного цикла - в 1730 году - тут подёнщик мог заработать на 3,5 литров риса, а население было 100 миллионов человек. В 1750 году подёнщик зарабатывал 2 литра риса, а население составляло 250 млн. В 1820 году, к концу очередного кризиса, подёнщик зарабатывал на 1,5 литра, а население выросло до 350 миллионов и кушать хотелось всё больше и больше.

Китай - сложное государство, сложное в смысле "развитое" - тут подсчитывали население. В большинстве же случаев считали только налоги (и урожай). Поэтому мы знаем, к примеру, что в Ирландии в 1595 году подёнщик зарабатывал на 4,6 литра пшеницы, а в 1670 - всего на 2,5. Понятно, что голод, который поразил страну чуть позже, был запрограммирован? В Египте в VIII-XI веках четырежды прошёл такой цикл: сперва рабочий зарабатывает 16-18 литров пшеницы, потом всего 4, а потом - вымирание и новый подъём.

История Китая показывает, что голода, революции, войн можно избежать. Например, году к 1030 население тут разрослось настолько, что еды стало уже не хватать - но правительство сумело провести ряд реформ (например, внедрило новые, скороспелые сорта риса из южного Вьетнама).

Беда в том, что одно аграрное общество всегда существует бок о бок с другим. Если в одном справятся с перенаселением, то соседи могут от голода так пассионарно наброситься на процветающих соседей, что процветание кончится.

Другая беда жизни, в которой между зерном и тарелкой почти нет всяких "лишних людей" - интеллигентов, учёных, философов, менеджеров - что она слишком зависит от температуры. Промышленная революция освободила человечество от градусника - ведь до этого малейшего похолодание вызывало сокращение либо населения, либо темпов его роста (Коротаев и др., 2005, с. 189).

Математический анализ неумолим: если в стране на человека приходится меньше 1850 килокалорий, в ближайшие три года следует ждать резни, грабежа, гражданской войны. Присоединение к банде или к повстанческой армии даёт возможность выжить (Коротаев и др., 2005. С. 285). Если на душу (то есть, на живот, на жизнь) приходится хотя бы 2000 ккал., потрясения случаются редко и не из-за еды. В Африке в ХХ веке зависимость прослеживается невероятно убедительно: во многих странах была и остаётся коррупция, некомпетентность власти, клановая рознь, межплеменная вражда. Но войны случаются прежде всего там, где жёстко недоедают. От других причин войны случаются намного - в десятки раз - реже. Большевистская революция, по мнению Кейнса, - именно от того, что население России возросло резко в начале ХХ века, а продовольствия не стали производить намного больше.

В Москве 2006 года много таджиков? В Таджикистане 2006 года на человека приходится в день 1788 килокалорий. В Израиле в 2002 г. на душу населения приходилось 3666,1 ккал. - а на Западном берегу Иордана и в секторе Газа - 2271 ккал., причем в секторе Газа показатель был ещё ниже, приближаясь к критической цифре 1850 ккал (Коротаев и др., 2005. С. 285). Кто хотел бы предотвратить войну в Палестине, должен был бы послать туда еды. Европа предпочитала посылать руководителям палестинских арабов деньги, на которые покупались отнюдь не морковки, а ружья и ракеты.

 

См. Деньги в истории. Свойства без человека.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова