Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СВОЙСТВА БЕЗ ЧЕЛОВЕКА

 

ТЕЛЕСНОСТЬ КАК СИНТЕЗ СВОЙСТВ

У Павла Флоренского была работа, озаглавленная "Богослужение как синтез искусств". Название работы много вернее её содержания, что не катастрофа - у большинства богословских работ неверны и названия, и содержимое, и постановка вопроса, и решение.

Богослужение, конечно, синтез искусств. К счастью, не только богослужение. Жизнь есть синтез искусств - или, точнее, должна быть таковым. Не всегда жизнь на такой высоте проходит, так ведь и богослужение не всякое синтез искусств. Иногда - при всей формальной точности, и именно из-за формальной точности - богослужение есть мерзость на месте святе.

Человек изначально дисгармоничен. Это можно считать платой за эволюцию, можно считать последствием грехопадения, можно - и тем и другим. Самая яркая дисгармония - разногласие головы и сердца, логики и чувств. Самая неприятная - несогласованность воли и поведения. "Делаю то, чего не хочу, а чего хочу, того не делаю" (ап. Павел) - причём не из-за внешних обстоятельств, из-за внутренних.

От этой дисгармонии слово "эмоциональный" в русском языке приобрело уничижительный оттенок - сперва с добавлением слова "чрезмерно", но всё чаще без этого. "Эмоциональное выступление" - значит, нелогичное выступление. Подразумевается, что нужно выбирать - либо апеллировать к чувствам слушателей, либо к их разуму. Ещё хуже, если оратор не выбирает, а изначально перекошен в сторону эмоций или, напротив, слишком бесстрастен.

При этом эмоциональность ценится высоко, даже выше рассудительности. Логика представляется слишком механическим, машинным свойством. "Бездушный автомат" - оскорбление, а вот сюжеты про роботов, которые научились любить, пользуются непреходящей популярностью, потому что это подвариант одного из главных сюжетов литературы вообще - обретение себя в любви к другому.

Там, где люди общаются без телесного контакта, эмоциональное голодание острее нехватки логики. Какая-то доля логики содержится в любом тексте просто в силу того, что этот текст написан на каком-то языке. Любой язык обладает внутренней логикой - а вот внутренней эмоциональностью язык не обладает, её нужно докладывать. Напротив, любой рисунок обладает внутренней эмоциональностью, даже самый неумелый, а вот логику в него нужно докладывать.

Забавно, что именно так называемые интернетные "боты" (сокращение от "робот"), чтобы скрыть своё автоматизированное происхождение, прибегают к имитации чувств - но имитируют их путём утрирования. "Ух ты! Вот это здорово!!" - автоматически генерируемый комментарий в блоге, несущий в себе рекламную ссылку. "Как мне это понравилось! Вы единственный, кто смог так глубоко об этом сказать!!!" Неопытный человек решит, что это написал некто, кому так понравилась его мысль, что "слов нет", полное согласие рассудком и взрыв эмоций.

Эмоции могут быть фальсифицированы. Отсюда характерное для Нового Времени недоверие к эмоциям. Тысячелетиями эмоции вытесняли логику. Сон разума порождает чудовищ эмоционализма. Суеверия стоят на раковой гипертрофии эмоций, почему с ними так тяжело бороться - часто нельзя уничтожить суеверие, не уничтожив его носителей, и тогда приходится отступать, потому что жизнь человека выше даже истины.

Разумеется, недостаточно обуздать эмоции ("страсти"), чтобы стать логичным. Между тем, логика подделывается даже легче чувств. Собственно, сама по себе логика не может быть подделана, как не может быть подделана кисточка или мольберт. Логика есть средство для создания картины - вот картина может быть подделана. Бесстрастность, которая выдаёт себя за триумф чистого разума, всегда самозванчество, попытка выдать набор красивых кисточек за готовую картину. Классический пример - великий инквизитор и вообще инквизиция как институт. Триумф логики над чувствами (исключая чувство сострадания к погибающему от ереси) - а по сути иррациональная дешёвка и триумф вовсе не разума, и даже не подсознания, а сточной канавы в подсознании.

"Оба хуже" можно сказать о двух типах извращения человека, условно - о Гитлере и Сталине как иконных типах. Деспот бесноватый и деспот бесстрастный - одинаково бесчеловечны и безумны. В России холодный деспотизм более распространён, вплоть до Путина. Недостаток аргументов пытаются замаскировать недостатком эмоций. Скажи глупость холодным бесстрастным тоном - сойдёт за мудрость. А не сойдёт - у тебя под рукой дубинка, которая заставит успокоиться.

Беда в том, что на одного деспота приходятся миллионы обычных людей, которые ежедневно и ежеминутно скрывают пустоты чувств пустотами логики и наоборот. Они-то и порождают деспотизм, и поддерживают его. Так что каждый раз, когда хочется кого-то попрекнуть в "чрезмерном эмоционализме", стоит притормозить и подумать - логичен ли такой упрёк, точнее, разумен ли. Может быть, "чрезмерность" - кажущаяся из-за собственной сердечной недостаточности. Кому-то и русское лето кажется "зелёной зимой".

Всевозможные отклонения и перепутаницы разума и чувств связаны с уникальной способностью человека порождать знаки и общение, основанное не на личном контакте, а на безличном обмене знаками. Соответственно, и лечение следует прописывать психосоматическое - не превращаться в облако чистого разума или чистых эмоций, а общаться во всей полноте. Как нельзя поесть по телефону, так нельзя любить или мыслить только письменно. Опасность в том, что без воздуха не проживёт человек и пяти минут, а без общения - нормального, телесного - а в теле и душа, и дух - можно жить годами, не замечания собственного расчеловечивания, а только удивляясь, почему нарастает одиночество.

Призраки (они не существуют, но всё же) ведь наверняка не считают бестелесными и мёртвыми себя, они считают призраками живых людей. Призраки страдают лишь в кино, а в реальности (виртуальной) они убеждены, что страдальцы - это люди в плоти и крови. Да, конечно, тело уязвимо больше души, но всё же именно тело - носитель души, великий интегратор человечности, и это справедливо как для любви, так и для творчества, и для мышления.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова