Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

НЕ НАСИЛУЙ РЕБЁНКА!

Показывая ребёнку, как ты онанируешь, не научишь его сексу, не говоря уж о любви. Чем ожесточеннее онанизм, тем менее он учит сексу. Хуже только мечтать научить ребёнка сексу, насилуя его.

Под ребёнком в данном случае разумеется, конечно, родитель.

Из более цензурных метафор...

Нельзя научить человека пользоваться двуручной пилой, не доверяя ему взяться за вторую ручку и пытаясь пилить оною пилою в одиночку.

ОШИБКИ ПРОСТИТЕЛЬНЫЕ И НЕПРОСТИТЕЛЬНЫЕ

Есть две ошибки в воспитании - простительная и непростительная.

Бить ребёнка, кричать на него, измываться над сыном или дочерью, вымещая на ребёнке свой страх перед жизнью, отыгрываясь на нём за унижения на работе или за творческие неудачи, - это простительная ошибка.

Хотя бы единым словом или взглядом, сколь угодно деликатным, дать понять своему выросшему ребёнку, , который сам стал отцом или матерью, что он зря бьёт твоего внука или внучку, напрасно измывается, отыгрывается, да хотя бы недостаточно ласков, - ошибка непростительная.

Теоретически возможна и третья ошибка - сурово воспитывать внука или внучку, но, кажется, этого не бывает.

См. воспитание. -

Нищета духом в воспитании

Американские психологи установили, что не бедность или богатство родителей сами по себе определяют, каким вырастет ребёнок. Открытие для американцев нетривиальное - они слишком много веков исповедовали стихийный расизм, который и в богословии проявлялся, и который отождествлял богатство с благословением Божиим за добродетель, а бедность - с греховностью. Теоретически это означает - в сочетании с верой в свободу выбора - что у ребёнка из бедной семьи есть возможность вырваться наверх, ведь нравственный выбор каждый совершает сам. Практически, однако, классовые различия есть, они не ослабляются, социальный лифт работает не плохо, а с каждым годом всё хуже. Либо добродетель передаётся по наследству вместе с банковским счётом, либо... Вот психологи и стали изучать внимательнее детей из бедных семей и обнаружили, что важнее передача не банковского счёта, а определённых черт характера - целеустремлённости, самодисциплины, веры в себя и т.п.

Между прочим, "бедные семьи" довольно разные. В некоторых из них эти черты характера воспитываются. Например, в семьях выходцев из Китая. Или случай с отцом и сыном Камскими - выходцы из России, отец в высшей степени агрессивными методами воспитал из сына великого шахматиста.

Как воспитываются такие замечательные черты? Двумя противоположными способами.

В раннем возрасте, "дошкольном", - добротой, похвалами, снисхождением. Говоря языком физиологии, "вылизыванием". Утешать, а не попрекать, когда ребёнок что-то не сумел. Чтобы у ребёнка внутри сформировался надёжный плацдарм, куда он после любой неудачи может отступить, чтобы собраться с силами и начать новое наступление. А иначе... "На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом". Ничего евреи не седохом и не плакахом - они землю рыли. Они не чужих детей убивали, а своих воспитывали, подбадривая, вдохновляя, утешая, создавая у них плацдарм в виде веры в Бога. Таки они вырвались с этих рек! Кто на родину вернулся, кто и в Вавилонии отлично устроился.

Но в "пубертатном" возрасте - младшей школы - надо уметь говорить ребёнку "нет". Плацдарм готов, теперь - знакомство с окружающим миром. Игровое знакомство, конечно. Когда в английских школах холодно - это игра. Тяжело в учении, легко в бою.

Обычно всё не наоборот, а намного хуже. Любят с попрёками и маленьких, и средних, и больших. А любовь с попрёками - это попрёки, а любовь только кажущаяся.

Впрочем, самое важное, что на обоих этапах родители с ребёнком - говорят. Мыши вылизывают мышат языком и слюнями, люди - языком и словами. Слов мало не бывает. Только, чур, слова, а не заклинания, не лозунги, не попрёки. Любая формула - это замаскированное молчание, бойкот, и учат формулы поверхностности, неискренности, неумения найти именно те слова, которые нужны этому человеку. Если родитель ленится пропустить через себя вычитанное в книжке, а просто повторяет вычитанное, то он и учит ребёнка лени.

Нищие духом - это те богачи, которые знают, когда обнять ребёнка, когда подтолкнуть вперёд. Но это и те бедняки, которые знают эту тайну - а она вовсе не тайна, и не обязательно читать книжки по психологии, чтобы её знать. Любовь не психологами придумана, не психотерапевтами сочинена, она есть. Да, любовь не в банковском сейфе хранится, и поэтому всякий может её растратить и затоптать - но это и хорошая новость: любовь не в банковском сейфе хранится, так и люби. Блаженны нищие духом, умные любовью, любящие умом.

Еще два слова в окончание темы. Аккуратными, собранными, подтянутыми, дисциплинированными могут быть и бедные, и богатые. Полной симметрии, однако, тут нет. Легче быть уверенным в себе, когда внешние обстоятельства подтверждают эту уверенность. Попробуйте-ка быть уверенным в себе, когда вы в нищете!

У очень многих богатых людей - особенно у тех, кто унаследовал богатство - все эти замечательные качества, сформированные благодаря окружению, личному примеру родителей, школе и т.п. - лишь видимость. Под ними - глубочайшая неуверенность в себе, разболтанность, лень, неумение ставить цели и их достигать. На этот случай у богатого человека есть деньги, чтобы нанять уборщицу, которая за него уберет, психотерапевта, который поможет ему сосредоточиться, и прочие протезы и суррогаты.

Богатство опасно и тем, что отключает механизмы конкуренции. Да, человек из низов может пробиться наверх, но важнее, что человеку из верхов очень трудно опуститься вниз. Страховка для идиотов. Для потенциальных бомжей создано множество должностей, на которых можно ничего не делать, получая за это деньги. К сожалению, это не всегда синекуры - и тогда от решений, принимаемых такими господами, страдают невинные люди.

Впрочем, и активные, целеустремленные, аккуратные, дисциплинированные богатые люди тоже могут проклятьем человечества. Потому что цель иногда - богатство как богатство. И любые этические аспекты - побоку. Конечно, это лучше, чем когда цель - господство, но все же это не совсем то, что провозглашают на поверхности.

Бедность - не порок, бедность даже не всегда следствие порока. Бедность, скорее, болезнь, которая настигает человека вне зависимости от его нравственных достоинств. Если говорить о педагогике, то воспитателей - то есть, родитель, ибо только родитель есть воспитатель в строгом смысле слова - должен учить ребенка быть не только здоровым и богатым, но и быть больным и бедным. Оставаться достойным в любых обстоятельствах. Уметь находить цель, когда цели уже нет и быть не может, когда завтра - в гроб. Причем, учить на собственном примере. А что еще, в сущности, есть у человека, кроме себя? Это и есть педагогическая нищета духом.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова