Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

ЖУРНАЛИСТИКА И МИЛИТАРИЗМ: КАК ПОКАЗАТЬ ВОЙНУ ПОПА С СОБАКОЙ

Ср. новояз.

«Военная журналистика» - словосочетание столь же абсурдное как «советская сатира» или «army intelligence». Эстетика этой журналистики лучше всего проявляется не в тексте, а в изображении. Тексты военных журналистов идеально спародированы Гашеком в «Бравом солдате Швейке»:

«Тяжело  раненный  на  поле  славы,  с  раздробленными  членами, знаменосец Герт чувствует на себе взор фельдмаршала  Радецкого. Превозмогая  смертельную боль, доблестный знаменосец холодеющей рукою  сжимает  в  восторге  свою  золотую  медаль.  При   виде благородного   фельдмаршала   снова   забилось  его  сердце,  а изувеченное тело воспрянуло к жизни».

Возвышенность, обезличенность, равномерность, симметрия, триумфализм. Пародия здесь, собственно, невозможна, ибо сам этот текст является пародией по отношению к нормальной речи, вскрывает содержащийся в ней элемент безжизненности. Точно так же соотносятся с жизнью голливудские библейские блокбастеры (и подобные им книжные иллюстрации). Голливуд лишь уплощает и выявляет мертвенный потенциал, содержавшийся в европейском классицизме – фильм Дзефирелли на евангельскую тему, конечно, изысканнее протестантских экранизаций Евангелия, но эстетика та же самая.

Вот случайный образец военной фотожурналистики: подборка фотографий о войне в Афганистане в газете «The Boston Globe» (февраль 2010 г., http://www.boston.com/bigpicture/2010/02/afghanistan_february_2010.html). Подборка состоит из 43 фотографий «Рейтерс» и «Ассошиэтид Пресс». Все решены в той эстетике классицизма: композиция симметричная, максимально уравновешенное распределение объёмов, яркие пятна немногочисленны и используются не для придания снимкам экспрессии, а для гармонизации.

Кровь запечатлена на 5 фотографиях (11% от общего числа). Вообще красный цвет встречается ещё на 3 фотографиях – как часть подъёмного крана и дважды на траурных гвоздиках. На всех остальных фотографиях красного цвета вообще нет, что резко снижает тревожность изображения. Зато на 8 фотографиях (18%) доминирует голубое небо, создающее иллюзию безмятежности. На других фотографиях преобладают спокойные бежевые и коричневые тона, одна фотография изображает празднично светящуюся груду апельсинов.

Труп с оторванными конечностями (и кровью) показан дважды (4,6%) – один труп убитого моджахеда, второй – труп неизвестного, погибшего при взрыве, по костюма – гражданского и афганца.

В то же время не изображён ни один убитый иностранный солдат. Тут смерть даётся через фотографирование обстоятельств похорон или траура. Две полоски от слёз на лице солдата, с пояснением: сняты похороны испанского солдата в Барселоне. Рвущаяся ко гробу мать канадского солдата. Два гроба – убитые шведские солдаты. Скорбное лицо матери английского солдата. Только одна фотография изображает американских солдат, проводящих мемориальную церемонию перед фотографиями двух погибших товарищей. Можно предположить, что американцы и шведы представлены в иностранных войсках поровну.

Подборка начинается с изображения раненного американского солдата – лицо обмотано окровавленным бинтом. Ещё двое раненых американцев изображены в момент их спасения товарищами. Не изображён ни один раненый испанец, швед, канадец или британец. Итого: 5 убитых иностранцев (не считая афганцев), американцев убито двое и трое раненых.

Создано впечатление, что американцы реже погибают, отделываются ранениями. Не сфотографирован ни один плачущий американец или американка.

Женщины изображены лишь на 4 фотографиях (9,3%): одна канадка (в кадре дан канадский флаг), плачет; одна англичанка, плачет. Одна фотография с афганкой лет 14, с кокетливой улыбкой выглядывающей из-за занавески. Ещё одна фотография может считаться верхом пропагандистского цинизма: восьмилетняя афганская девочка в платье голубого цвета протягивает белый цветок усталому американскому солдату с автоматом.

В целом, «у войны не женское лицо». Женщина - приз, Елена Троянская. Именно это обозначено кокетливой фотографией афганской девушки, как бы подманивающей солдата: "Прииди и володей мною, мой Персей!". Подспудно бывает и мазохистская эротика - женщина как амазонка, но эта нота не озвучивается в пространстве, помеченном как "почтенное", "авторитетное", остаётся для "нижних" сфер.

Стреляющий солдат изображён на одной-единственной фотографии. Зато солдаты отдыхающие либо охраняющие покой других запечатлены на 12 (!) фотографиях – треть (27%) от общего числа. К этому можно приплюсовать две фотографии мирно летящего вертолёта и не менее мирно летящего на фоне луны самолёта (впрочем, с подписью, намекающей, что от выпущенных этим самолётом ракет мог погибнуть некий лидер моджахедов). Американцы поддерживают мир в некогда неспокойной стране.

Только одна фотография изображает последствия бомбёжки – но и та уравновешена панорамным видом Кабула без следов разрушений. Зато целая серия посвящена мирной жизни афганцев: фермер со спокойным лицом наблюдает за американским патрулём; афганец чинит линию электропередач; афганец у ларька с десятками брошюр-комиксов, с весёлыми разноцветными обложками; мужчина покупает апельсины на рынке; ещё одна фотография с рынка, две фотографии играющих детей, одна фотография ребёнка, который беззаботно идёт к американскому патрульному солдату, афганцы наблюдают за боем баранов, афганец собирается курить марихуану, - всего 10 фотографий, к которым следует приплюсовать две фотографии девочек и одну – мирно отдыхающего старика, итого 13 фотографий счастливой мирной жизни афганцев против, - ещё треть блока. «Ужасы войны», напомним, прямо показаны лишь на 6 фотографиях.

Виртуозен кадр, на котором виден афганец на фоне некоей стены. Подпись поясняет: этот мужчина собирается закурить герон в бывшем Русском Культурном Центре в Кабуле. (Почему фотограф не вырвет героин?) Ассоциация между русскими и героином установлена. Где американские солдаты, там героин не курят.

5 фотографий – афганские дети, то радостно играющие в снежки, то прячущиеся за широкой надёжной спиной американского солдата с автоматом от необозначенной угрозы. Понятно: кто защитит афганского мальчика от афганского моджахеда, кроме американца?

Эту пирамиду венчают две фотографии: собака, награждаемая британским орденом за розыск взрывчатки, и патрульный солдат, снятый со спины – на каске повязка с надписью «Бог». Стоит напомнить, что слова «собака» и «Бог», “dog” и “God” в английском являются палиндромами.

Эту подборку русский протестантский пастор и издатель Алексей Маркевич интерпретировал так: «Ничего слащавого в фотографиях не вижу. Все фотографии говорят об ужасе войны и по сути являются антивоенными: раненые и погибшие, кровь и смерть». Замечательное слово "все" заменяет количественный анализ, показыващий, что раненые, погибшие, кровь и смерть запечатлены на абсолютном меньшинстве фотографий.

Как бы такие фотожурналисты иллюстрировали сообщение о попе, который убил свою собаку? Пять фотографий детей, играющих у могилы собачки. Десять фотографий детей на исповеди или трогательно сложивших руки у причастия. Одна фотография собаки с пеной у рта над окровавленным куском мяса. Попадья, утешающая плачущего мужа в подряснике…

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова