Лк. 16, 31 Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
№110 по согласованию.
Фразы предыдущая - следующая.
Богачам веры нет
4 ноября, в воскресенье, читался рассказ Евангелия от Луки о
встрече за гробом богача и Лазаря, нищего. Богач страдал. "Ты
получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое, ныне же
он здесь утешается, а ты страдаешь", - ответил на причитания
раскаявшегося гордеца праотец Авраам. Богач, однако, сохранил
по крайней мере любовь к родственникам, ибо попросил послать Лазаря
к живым своим братьям: "Если кто из мертвых придет к ним,
покаются". - "Если Моисея и пророков не слушают, - резонно
заметил Авраам, - то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят"
[Лк 16 25-31].
Верно - не верят. Не могут даже до двух сосчитать и думают, что
"живем один раз". Не каются. Поэтому молитва об умерших
- это всегда молитва покаяния: в своих грехах перед умершими,
перед Богом, перед живыми.
Оп. Куранты, 1990 год.
А почему братья не послушали бы воскресшего богача? Почему они
не слушали Моисея и пророков? Не потому, что братья какие-то особо
выдающиеся идиоты, а потому что - братья богачи. Может быть, и
сами богачи, но примем самый мягкий вариант: они люди не выдающегося
богатства, но родственники человека, выдающегося деньгами. Даже
соседство с большими деньгами - вещь страшная. Даже маленькие
деньги могут заслонить большого Бога, как свеча может заслонить
Солнце, если поднести ее близко к глазу.
Вообще удивительна уравновешенность Евангелия. Часто эту уравновешенность
относят лишь к изображению Иисуса и Богом, и человеком. Это трудно
доказуемо; я чувствую эту гармонию, но доказать не могу. Но можно
доказать математически, что Иисус поразительно равновесно ставит
две проблемы: богатый грешник и бедный праведник. Пролетарий возмущается
богатством грешников, пророк возмущается бедностью праведника.
Иисус обещает, что встретит праведника на небе, а пока вместо
несчастного богача идет в мир с вестью о воскресении. Он поступает
нелогично, опровергая собственную притчу, не слушая собственных
предостережений. Он идет именно к тем, кто не верит ни во что
и никому.
1.7.2002
В одно из воскресений осени Православная Церковь предписывает
читать на богослужении два текста. Один кажется совершенно ясным
даже на церковнославянском, второй трудно понять даже на русском.
Один - слова самого Спасителя о том, что люди "если бы кто
и из мертвых воскрес, не поверят" [Лк 16, 31], не станут,
к сожалению, делать добрые дела сейчас, чтобы за гробом предъявить
их Богу. Другой - слова апостола Павла о том, что если человек
рассчитывает оправдаться перед Богом добрыми своими делами, "то
Христос напрасно умер" [Гал 2, 21]. Так всё-таки, делать
добро или только в церковь ходить? Житейский опыт подсказывает
нам, что заботиться о людях - мартышкин труд, всё равно ответят
неблагодарностью. А тут еще и Библия, оказывается, подтверждает
в одном месте: Бог с ними, с заботами, главное веровать в Бога.
В другом месте, правда, та же Библия призывает заботиться о людях
и любить их. Это противоречие в Священном Писании отражает не
кашу в голове авторов, а противоречивость нашей, адресатов Библии,
натуры. Дар любви в нас соседствует с эгоизмом, как "Детский
мир" - с Лубянкой. Наш эгоизм изо всех сил пытается нас стреножить,
а если мы побеждаем лень, эгоизм нас оседлывает и портит любовь
самолюбованием. Бог нам и вынужден откровенно сказать: во-первых,
перестань валяться на диване, во-вторых, встав с дивана, не воображай,
что ты сейчас же пробьешь головой потолок и окажешься в Царстве
Небесном. Не всегда подняться на цыпочки - лучший способ дотянуться
до цели, иногда нужно встать на колени. Слишком высоко, поэтому
Христос и протягивает нам невидимую руку.
1995, оп.
|