Яков Кротов
Мф 3 10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
Лк. 3, 9 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
По согласованию №20. Фразы предыдущая - следующая. Ср. Мф. 7, 19 - Иисус употребляет ту же поговорку. Cм. продолжение рассказа у Луки.
Проповедь покаяния — кажется, что Иоанн пугает Иисусом. Действительность внешне
оказывается не столь страшной. На самом деле, доброта Иисуса заставляет более
бояться Его, чем если бы Он пришёл с секирой, потому что к страху за себя прибавляется
страх за Него, прибавляется и стыд за себя, за своё представление о Боге как немилосердном
судье. Если бы Спаситель был только добрый Судья - а Он просто показывает собой,
что изменение (покаяние) возможно. Стать человеком - для Бога это такое же колоссальное,
невозможное изменение, как для пьяницы стать трезвенником. Благая весть не в том,
что можно не меняться, а просто "принял Иисуса" - и гуляй. Она в том,
что "принять Иисуса" означает принять в себя возможность изменения.
Говорят даже об "обожении", но, наверное, все-таки сперва "очеловечивание",
а потом... Потом посмотрим: пока же трагедия христианства в том, что в нем "божественного"
больше человеческого, елея больше, чем огня, масла больше, чем картошки.
2.9.2003
ПРАВДА ДУХА
Крещение Иисуса было столкновением Бога с сопротивлением человека.
Иоанн не хотел и не смел крестить Спасителя. "Так надлежит нам исполнить
всякую правду", - повелевает Христос, и Иоанн уступает. Предтеча
велик своей проповедью, предвозвещением Христа: "Идущий за мною
сильнее меня". Но об этом же возвещали многие пророки до него. Собственное
величие Предтечи - в уступке Иисусу. Чтобы эту уступку оценить,
надо внимательно перечитать краткое изложение проповеди Иоанна.
"Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" - и Господь крестит
нас Духом Святым. Но не огнем! Здесь Иоанн ошибся. Он, как и всякий
современник Христа, ждал Спасителя и одновременно - Судию. Но Спаситель
пришел - Суд же отложен. Но Иоанн принимает Иисуса как Христа, не
требуя от Него крещения огнем, не спрашивая, где же лопата, где
секира, где суд. Вот высшая ступень вдохновенности Духом Святым:
не задавать вопросов, когда приходит Ответ. Правдой, о которой говорит
Иисус, оказывается невероятное милосердие Божие, принятое большинством
иудеев за богохульство Иисуса.
Иногда говорят, что "исполнить правду" здесь означает - "исполнить
Писания", но ведь дело-то именно в том, что Иисус поступают вопреки
Писаниям, унижаясь и, главное, приходя без лопаты, секиры и огня
- не судить мир, а искупить его Своей смертью. Исполняется именно
Правда Божия, а Писания, при всей их богодухновенности, не исполняются
постольку, поскольку человеческое сопротивление остановило Духа.
Если бы Писание содержало в себе все, Иисус бы просто не пришел:
остались бы мы только с великой книгой...
"Правда" Христа - поразительна, как перевертывание мира на точке
опоры; ей надо поражаться, как поражаются молнией. Если мы так поразимся
Евангелию, мы имеем шанс понять его. Так был поражен Иоанн Креститель,
когда к нему пришел креститься Иисус - и благодаря изумлению и растерянности,
Предтеча сумел понять переворот, произведенный Христом в религиозном
мире. Слова Христа: "Так нам подобает исполнить всякую правду" -
означали не просто новое так, новый способ осуществления истины.
Они означали явление в мир новой правды: правды, по которой Спаситель
пришел с милостью, а не с секирой, не с огнем неугасимым, не с червем
поядающим, пришел креститься, а не крестить, оказался ниже всех,
а не выше. Правда оказалась в том, что Бог милостив, и пришел не
судить, а спасти мир.
В кратком рассказе о крещении Иисуса дано четыре различных образа,
символа Духа Святого. Самый древний - это Дух как дыхание, как движение
невидимой силы. В начале Библии этим Духом разделяется свет от тьмы
и суша от воды. В проповеди Иоанна Предтечи этот образ разворачивается
в целый фильм: "Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое,
и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым"
(12). Лопата подбрасывает смесь пшеницы с соломой - и легкая солома
уносится ветром, отделяется движением воздуха. Так Дух Святой отделяет
грех и грешников на Страшном Суде: одним дыханием Своим, не насилуя.
Просто кто-то не выдержит этого дыхания и - улетит. "Ты взвешен
и найден легким".
Голубь - со времен потопа простой и ясный символ потопа. По явлению
Духа в виде голубя, говорит евангелист Иоанн, Предтеча и узнает
Мессию. Насколько этот образ однозначен и ясен, настолько неясен
символ огня. О каком огне идет речь: огне Духа, огне Пятидесятницы,
огне творческом - или об огне Гнева, огне Суда, огне уничтожения?
И о том, и о другом. Это одно и то же пламя, один и тот же жар.
Дух как дыхание для кого-то веяние прохладного, легчайшего ветерка
- для кого-то гибельный ураган. Дух как огонь для кого-то вдохновение
и наслаждение, для кого-то - гибель и корчи.
Все эти образы используются редко, а после Крещения почти исключительным
символом Духа становится вода (впрочем, еще и масло - Господь словно
не дает нам плениться одним каким-то видимым образом, разнообразит
их, чтобы направить нас к тому, что за стоит за этими символами).
Конечно, и вода может быть грозной и погубляющей силой, но все же
обычно она связывается с жизнью. Все известные истории великие культуры
возникали и существуют около берегов морей или в долинах великих
рек. Личное бытие каждого человека - лишь настолько жизнь, культура
и цивилизация, насколько оно сосредоточено вдоль берегов Духа Святого.
Сами по себе каждый - сухой человек. Если от себя мы попытаемся
быть любящими, добрыми, ласковыми - выйдет лишь фальшь, искусственность,
благоглупость. Только в постоянной обращенности к Духу Святому,
к Христу, к Отцу - мы становимся людьми любящими, а заодно культурными
и несущими свет миру. Лишь бы дать Духу протекать через нас! Если
мы попытаемся задержать Его в себе, замкнуть от других - Он вообще
исчезнет, потому что не может, в отличие от нас, застаиваться и
гнить.
Мы очищены Духом - чтобы очищать, мы крещены - чтобы крестить,
и каждое наше доброе дело и доброе слово есть проповедь о Троице
и спасении миру. Все, что требуется от нас - уступить Ему место,
как уступил Иоанн, принять как Благую Весть Спасителя милостивого,
а не судящего, и, подобно ему, не судить мир, а изливать в мир милость
Духа Святого - и так будет исполнена всякая правда.
Начало 1990-х гг.
Мф 3.10: бросают в огонь. Сквозная тема Мф, Деян, Пс 3: Кого люблю,
тому и угрожаю. Люди, ожидая Бога, угрожают им: "сожжет огнем
неугасимым" говорит Предтеча, слова о том, что всякий, не послушающий
пророка сего, истребится, вспоминает Петр, о поражении врагов мечтает
Давид. Но кто враг Давида - этого в третьем псалме нет, зато это указано
в надписании и резко меняет весь контекст - он ведь бежит от собственного
сына. Давид мечтает о гибели собственного сына! Ясно говорит Петр:
к евреям первым посылает Бог Христа, ими же распятого, чтобы отнюдь
никто не истребился. Сам же Христос ничего не говорит, Он просто крестится
в воде, вместо того чтобы "очищать гумно", и Иоанн удерживает
Его - и мы видим Лик Христа и понимаем, что теперь надо бояться не
гумна, не проклятия, а того, чтобы не остаться без Христа. Мир без
Христа - это как труп.
*
Мф. 3, 10 «и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым».
(По проповеди 17 января 2015 г. в субботу).
Для городского человека «очистить» означает прежде всего уничтожить что-то вредное, опасное, ненужное, лишнее. Поели – надо очистить стол от грязной посуды, а грязную посуду от грязи. Очистить власть от взяточников – которые всегда лишние.
Для крестьянина «очистить» означает нечто совсем другое – избавиться от чего-то, что было полезным, но отжило своё. Созревшие зёрна надо очистить от колосьев и шелухи, без которых этих зерён не было бы. Шелуха, скорлупа, кожура, - это всё то, что создаёт жизнь, без чего жизнь невозможна, но что не есть собственно жизнь. Обезьяна для человека – шелуха. Но и сам человек – шелуха для самого себя. Наша временная жизнь – лишь почва для жизни вечной, и каждый из нас уже здесь, сейчас, мучается этой раздвоенностью. Мы не гусеницы, которые не мучаются, что они ещё не бабочки, мы о себе знаем, что наше воскресение невозможно без освобождения от того, кем мы являемся по биологии. Поэтому воскресение кажется невероятным. Речь не о теле – речь о тех душевных, духовных, культурных ценностях (действительно ценностях), без которых невозможна наша жизнь тут и с которыми невозможна наша жизнь Там. Речь идет о времени, о пространстве. Креститься, очиститься от этого – как стать выкидышем. Мы же обречены! А всё-таки живём. Как раз материальный мир может быть спокоен. Чем выше по эволюционной лестнице, тем драгоценнее «шелуха». Никто не выкидывает родившую женщину как выкидывают скорлупу. Но, с другой стороны, чем выше – тем и отбор строже. Дикие яблоки никто не рассортировывает, а диких духом, увы, придётся…
Господь не просто рассортировывает, Он – рождает. Были слугами – стали детьми. Были детьми – стали богами. Нам трудно себе представить, что наши дети стали взрослыми – даже если дети уже почти на пенсии. А нашим родителям трудно поверить, что взрослые – мы. Но куда труднее представить себе, что мы для Бога – не взрослые, а новорожденные. Мы ведем себя как боги, и потому нам трудно родиться в Боге. Жизнь подталкивает – а мы сопротивляемся. Нам кажется, что, если нас очистить добела, то не останется и нуля. Мы не в Бога, не в воскресение не веруем – мы в себя не веруем и подобных себе людей не верует. Это неверие блокирует любовь, это неверие порождает ненависть и страх. Что ж, есть покаяние. «Пора, мой друг, пора, рожденья сердце просит». Расстаться, с чем пора расстаться, попросить того, без чего нельзя выжить. «Блаженны нищие духом» - те, кто расстается не только с ненужным, с лишним, вредным, но и с нейтральным, с тем, что можно было бы оставить, а лучше бы всё-таки убрать, потому что одно только нужное, и это одно – Бог и любимые Им люди, которым нужен я, а не мои грехи, драгоценности и свершения.
|