Мф. 4, 21. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата
его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.
Мк. 1, 19 И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети;
№37 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
У Мк 1,
19 (только "и тотчас призвал" перенесено у Марка в ст. 1,20).
Иисус "призвал" ("экалеген") учеников (в Мк тот же глагол
в 2, 17, 3, 31, 11, 17). Слово, которое в греческом языке, как и в русском, имеет
много оттенков, потому что в начале человек просто различает "зов",
"звук" - а потом начинает различать оттенки: можно вызывать, можно взывать,
можно приглашать, наконец, можно вызывать в суд. По мнению Братчера, "призывать
в ученики" восходит как раз к "вызывать в суд". Что порождает смутное
беспокойство: опять кризис, опять судебное понимание жизни. Это Благая Весть или
Повестка в Суд? Правда, нетрудно представить себе ситуацию, когда это совпадает.
Во всяком случае, ученики идут за Спасителем, а не после - их не конвоируют,
им показывают дорогу. Впоследствии, правда, ученики будут идти не за, а перед
Спасителем - миллионы людей придут к вере благодаря тому, что какие-то люди позаботились
сказать, позаботились показать, не отбрехиваясь тем, что "главное высказать
нельзя". Но насколько же миссионеры, идущие впереди Спасителя, не похожи
на подконвойных - ровно настолько, насколько Спаситель не похож на конвоира. Поэтому
христианство так разнообразно. Шаг вправо, шаг влево, - побегом не считаются.
30.5.2003
Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова
Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети
свои, и призвал их.
Слово "чинить" в оригинале означает "приводить в порядок",
то есть речь идет о чем-то более широком, чем латание дыр. Распутать, правильно
уложить, расправить, проверить. Это означает, с одной стороны, что покаяние совершенно
бесконечно, потому что можно представивить себе починку души как заделывание дыр,
но чтобы настал момент, когда мы, глядя на свою жизнь, с удовлетворением восклицаем:
"Готов!" - немыслимо. С другой стороны, это означает, что все не так
уж плохо. Иисус призывает следовать за собой, не дав привести в порядок земные
дела. Так что не стоит откладывать, скажем, крещение на момент, когда все будет
в порядке. "Все" в основном придется отложить в сторону и заняться другим.
И даже после крещения, все то, что наполняет нашу жизнь - всего лишь сети, и в
Царство Божие мы пойдем, отложив в сторону все недоделанным, неупорядоченным,
не успев сделать чего-то, что казалось ужасно важным. Но важнее Христа нет ничего.
И не потому, что Он - порядок (брр!), а потому что Он - Тот, кого мы безуспешно
пытаемся подменить порядком.
14.4.2003
|