Мф. 4, 23. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия,
и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
№41 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Лк. 4, 15 Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.
№35 по согласованию.
Далее Лука.
См. здоровье. См. и Мф. 13, 58.
Мк 1:39.
Мф. 4, 23: краткий рассказ о проповеди Иисуса у Мф. дополнен у Мк (1, 35) деталью:
"А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.
36 Симон и бывшие с ним пошли за Ним 37 и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя.
38 Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать,
ибо Я для того пришел"
Мк. 1.35. “Весьма рано” букв. “почти ночью” - а накануне лег поздно. Почему
молился Христос? На этот вопрос тем труднее должно быть ответить, чем более нам
открыта Божественность Иисуса. Странно ведь общаться с Самим Собой. Но если не
просто знание об Иисусе "открыто", словно книжка, которая лежит на столе
и в нее время от времени можно заглянуть, но никто не заглядывает, потому что
все и так "знают", что там написано (в детстве пересказывали, в отрочестве
заставляли зубрить, во взрослом возрасте периодически призывают помнить) - если
знание об Иисусе есть вера, живой опыт, тогда разгадка проста: молитва есть не
только просьба, общение, разговор, молитва есть прежде всего особый образ бытия.
Вставая "очень рано", Иисус словно напоминает, что Он в первую очередь
— с Отцом, но идет к Отцу не за счет нас, а за счет Своего времени. Не быть фарисеем
— означает находить для Бога время и место так, чтобы не отнять времени и места
у людей.
К Иисусу идут за здоровьем прежде всего физическим. Нравственного
здоровья никто не просит, каждый убежден, что уж этим не хвор. Петр
о своем властолюбии не догадывается до петушиного крика. Получив
здоровье, большинство скромно удаляется, даже благодарить остается
один прокаженный из десяти. И это - правильно, потому что быть здоровым
естественно, а благодарить принято за необычное. Но это-то и неверно,
потому что благодарность за естественное тоже необходима и даже
более необходима. Нет ничего естественнее пришествия Христа и Его
жертвы -- "естественнее" как соответствующего естеству Бога, Его
милосердию. Но благодарить за эту естественность следует.
Правда, Иисус дает еще и духовное здоровье: способность видеть
если не Бога, то Божие, видеть соразмерность земного и небесного.
Духовное здоровье, как ни печально, не означает здоровья физического
(во всяком случае, стареют все, а иногда верующий более слаб физически,
чем неверующий). Еще печальнее, что духовное здоровье иногда дается
поверх нравственного нездоровья (и мистик может призывать убить,
и благочестивец может шахермахерничать). Но вот что выше печали
и радости: духовное здоровье всегда включает в себя страдание.
Иногда оно включает в себя и сострадание (больному, к примеру),
но чужое страдание, к счастью, преходяще, и может наступить момент,
когда вокруг не будет нуждающихся в нашем сострадании. Но всегда
вокруг будет кто-то нездоровый нравственно, отлично себя при этом
чувствующий, совершающий ошибку за ошибку. Помочь такому человеку
обычно невозможно. Остается одно: просто страдать из-за него,
даже если ошибки наносят вред не нам, а другому.
Так что неудивительно, что после этого Иисус начинает произносить
"заповеди блаженства", сводящиеся к тому, что блаженны страдающие
-- не потому только, что их страдание будет вознаграждено (не
всякое страдание вознаграждается), а потому, что их страдание
есть признак духовного здоровья.
В православной традиции чтение об исцелениях из Евангелия от
Луки (6, 12-19), аналогичное этому месту, соединено с чтением
отрывка из послания Павла (Флп. 1, 20-27), где апостол говорит,
что умереть было бы лучше, но и жить ради Христа стоит. Частью
духовного здоровья оказывается и принятие смерти - не некрофильства,
а пути ко Христу.
*
Определений здоровья существует множество, существует и христианское. Здоровье - то, о котором молятся при соборовании - это не такое состояние организма, когда в силах ударить другого, а такое, когда в силах не ответить ударившему тебя ни ударом, ни оскорблением. Здоровье - не когда у тебя нет маний, фобий, депрессий и уныний, а когда и в депрессии, и в унынии ты страдаешь сам, а не причиняешь страдание другим, а если понадобится, то поделишься с другим бодростью, которой у тебя самого нет. Здоровье - не когда тебя не нужно лечить, а когда ты можешь лечить. Иисус и на кресте оставался врачом, а не больным, Он был распятой Жизнью, а не ходячей смертью с накачанными мускулами и здоровущими амбициями. Спасти мир - это не амбиция, это ассенизация. Не всё то здоровье, что не болеет.
|