Мф 5, 23 Итак,
если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет
что-нибудь против тебя,
№50 по согласованию. Фраза предыдущая - следующая.
Святость Иеронима видна в том, что он способен сказать "не знаю":
"Коль скоро мы не можем примириться с ним, я не знаю, принесем ли мы наши
дары Богу как должно" (Иероним Стридонтский. Четыре книги толкований
на Евангелие от Матфея. М.: [1997]. С. 39.). Примириться с другим ведь зависит
не только от нас, но и от другого. Иероним отмечает, что Иисус не сказал "Если
ты имеешь что-нибудь против брата своего", но ведь золотое правило этики
и подразумевает: осознав весь ужас того, что другой не захочет с тобой мириться,
сам мирись быстро, без капризов.
*
Советы мириться в Мф. 5, 23-25 вполне могли быть сказаны и в разных контекстах,
но соседство вышло милое (кстати, слова "мирись" более нигде в Библии
не обнаружилось). Два не связанных друг с другом совета превратились в цельную
метафору: суд Божий хорошо не заканчивается. Лучше плохая мировая сделка до суда,
чем хороший, но Страшный суд. Иисус часто учит прощать, но просить прощения -
только здесь. Потому что просить прощения у людей - дело безнадежное; поэтому,
собственно, и важнее учить прощать. К тому же просить прощения учат каждого, учат
в детские годы, и как всякий детский опыт, этот усвоен хорошо. Даже слишком хорошо,
так что человек, опять же в детские годы, научается и симулировать просьбу о прощении.
И с тех же детских лет в человеке таится недоверие к прощению
как к процедуре навязанной извне. Это недоверие побуждает скептически
отнестись и к совету Иисуса: это Богочеловек говорит или забитый
обитатель местечка? нас учат справедливости или выживанию? почему
Иисус предполагает, что нужно просить прощения, даже если я не
виноват, просто, чтобы не попасть в тюрьму? а как насчет не вступать
в торги с шантажистом?
На что легко ответить формальным: Иисус учит не сдаваться, а
мириться. Если сдаться шантажисту или террористу, мира не будет,
будет углубление склоки, так что и прощения надо просить с умом.
Но трудный, зато верный ответ другой: просить прощения надо у
Бога. Это хорошая новость: плохой человек всегда будет нас шантажировать:
а вот не прощу! а вот поползай в пыли!! эй, ты не у Бога проси
прощения, ты меня обидел, вот передо мной и извиняйся, а я посмотрю!!!
Бог прощает сразу (ну, потом, бывает, шлепнет, но можно и потерпеть
для такого случая). Бог прощает по праву: ведь Он Отец униженных
и оскорбленных. Бог прощает творчески: Он изменяет того, кто просит
прощения, предотвращая повторение кошмара. Если, конечно, прощения
попросили без задней мысли.
|