Мф. 5, 46 Ибо если вы будете любить любящих
вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
Лк. 6, 32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих
их любят.
Cм. Лк. 6, 33
№50 по согласованию.
Фраза предыдущая - следующая.
Вполне возможно, что слушатели Иисуса улыбались, когда Он это произнёс. В любом языке есть пласты, которые не перемешиваются между собою, а если короткое замыкание всё же происходит, это производит комическое впечатление. «Любовь» - слово одного пласта, с ним не сочетаются слова «процессор», «сантехник», «парадигма». «Налоговая полиция», «фининспектор», «мытарь» тоже, мягко говоря, не романтическая профессия. Фраза «он любил её, как налоговый инспектор» - юмористична. «Он светил как гнилушка».
Люди, конечно, способны совершить революцию и слить два пласта языка воедино. Так в XVIII веке совершил революцию Руссо, сделав эталоном любви пастухов и пастушек. Пропахшие навозом, чумазые, усталые, они вообще-то, скорее, эталон неспособности любить. Разве что на любовь к овцам время у них есть, но разве это любовь – это забота о товаре. А как прижилось!
Впрочем, во фразе Иисуса юмор двойной – а это уже остроумие. Тут комбинируется «макароничность» (так называют соединение несоединимого в память об итальянских гарнирах к спагетти) с довольно язвительным выпадом как против мытарей, так и против эгоистов вообще. Потому что под вопросом оказывается любовь вообще. Налоговик любит тех, кто его любит – но кто, извините, его любит? Да никто! Ну, мама, если она идише… Ну, может быть, жена… Хотя за налоговиков выходят ли по любви? Никто их не любит, потому что они бессердечные – во всяком случае, налоговый инспектор как типаж фольклора бессердечен и никем любим. Сиротка…
Когда мы любим любящих нас, мы никого не любим – «на самом деле» или, что то же, с точки зрения Творца. Человек, который лишь откликается на любовь – всего лишь эхо, каверна, пустота, отражающие внешние импульсы. Любовь всегда – опережающий процесс (кстати, как и её уродливый пересмешник – ненависть, которая ненавидит, хотя причины для ненависти нет). Просто в одних случаях зазор велик, в других ничтожен.
Когда «вспыхивает любовь» между мужчиной и женщиной, зазор почти нулевой, его невозможно и ненужно измерять. Но очень часто «один целует, другой подставляет щёку». К тому же, вспыхнуть любовь может одновременно в двух сердцах, но всё равно в течение жизни то один будет вырываться вперёд, то другой, так что всё равно любовь включает в себя искусство любить тех, кто нас не любит или любит меньше, чем мы, или даже ненавидит нас.
ЛЮБОВЬ К ВРАГАМ: СДАЧИ НЕ НАДО
Речь, очевидно, вовсе не о какой-то возвышенной любви, а о совершенно других отношениях - ведь в качестве образца любящего указан налоговый полицейский. Мытарь кого любит? Того, кто даёт ему взятки, видимо. Во всяком случае, мытарь как фольклорная фигура любит эгоистически. С современной точки зрения это вообще не любовь, это манипуляция. Две тысячи лет христианства, следовательно, не прошли бесследно. Представление о любви изменились, а вот количество любви изменилось не сильно. В конце концов, вполне достаточно любить любящих тебя - по-настоящему любить, до готовности к самопожертвованию (что дело нехитрое, поскольку не поддающееся проверке) и, главное, до умения быть таким, чтобы другой был счастлив. Если бы мы все умели по-настоящему любить любящих нас, не надо было бы заботиться о любви к врагам, ибо нет человека, который бы родился врагом кому бы то ни было. Есть разлюбившие, есть те, чьи любовь предали, отвергли, не заметили, высмеяли.
*
"Любить любящих нас" - основа даже не нравственности, а просто
жизни. Это не закон, а суть этики. У палки прежде всего должно
быть два конца, а уже потом можно устанавливать какие-то законы:
когда, как и почему можно бить палкой. Человек начинается, когда
отвечает на любовь любовью; кто на любовь отвечает ненавистью
или хотя бы равнодушием - уже противо-человек. И Спаситель, начавший
Нагорную проповедь призывом освоить "праведность книжников и фарисеев"
и превзойти ее, в этом именно месте вдруг ссылается вовсе не на
героев нравственности, а на подонков: "Ибо если вы будете любить
любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?"
Ответ на любовь любовью - это здравый смысл, это человеческий
смысл, это смысл жизни.
Но этот минимальный минимум постоянно отвергается человечеством.
Когда Господь призывает любить врагов, Он перечисляет, из чего
состоит любовь к врагам: "благословляйте проклинающих вас, благотворите
ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас" (5:44). Но грех человеческий
- в том, что мы и любящих нас не благословляем, не благотворим
им, не молимся за них. Хуже того, мы еще и активно злы к любящим
нас, мы психически извращены, ибо обижаемся на любящих нас, используя
малейшую зацепку - злословим их, мы платим неблагодарностью и
претензиями тем, кто делает нам добро, мы не только не молимся
о милости Божией к ним, но не прочь пожелать им и зла - в глубине
сердца, разумеется, не вслух. Впрочем, можно и вслух пожелать
зла любящим нас: некоторые решаются делать это. Думая, что подражают
Творцу, говорят, что человеку было бы недурно пережить большое
горе - это бы помогло-де ему в духовной жизни.
Евангелист Лука сохранил эти слова Спасителя в более полном и
ясном виде: "Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы
давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете
сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым" (Лк 6:35).
Призыв "взаймы давайте" переводит разговор о самом казалось бы,
нематериальном, возвышенном предмете - любви на язык самый что
ни на есть материальный: на язык денег. Любовь, будь то чувства,
или дела, или мысли - может быть приравнена к деньгам. И тогда
самый сложный вопрос о том, как это: "любить врага" - получает
очень ясный ответ: так, чтобы суметь одолжить ему деньги без отдачи.
Не подарить демонстративно, не швырнуть пачку в лицо, а официально-вежливо,
любезно одолжить под расписку - и, когда враг уйдет, разорвать
эту расписку и выкинуть клочки в мусорное ведро.
Нам трудно понять, что такое любовь к врагу в эмоциональном плане?
Господь предлагает и не пытаться "понять", "почувствовать". Просто
осознайте - без всяких эмоций - что такое любовь к врагу в финансовом
отношении. Это не подарок - подарки мы делаем любящим - это заем.
Без отдачи. Тем и необычна любовь к врагу, что она заранее знает,
что ничего взамен не будет: ни эмоций, ни прощения, ни процентов,
ни самих одолженных денег. Враг останется врагом, деньги и чувства
будут потеряны. Приобретена будет - награда от Бога, награда Его
дружбой. Мы станем не просто друзьями, но коллегами Божьими: ибо
профессия Бога заключается именно в том, чтобы давать без отдачи.
Он дает нам Сына Своего - как вообще, хотя бы умозрительно, можно
отдать подобный долг? А ведь мы возвращаем Ему - замученного покойника...
Эти строки Евангелия от Матфея читаются в субботу 8 недели после
Пасхи, в неделю Пятидесятницы - и к ним присоединяется чтение
из ап. Павла о том, что он всегда молится за римлян (Рим 1.7-12).
Казалось бы, неожиданная и дерзкая связь - он ведь молится за
"своих", за христиан, а не за врагов. Но, между тем, все Послание
к римлянам - полемично, и в этом смысле адресовано все-таки врагам,
пусть и собратьям по вере, адресовано тем, кто является противником
Павла в вопросе о месте Закона в Церкви. Нам трудно поверить,
но это, действительно - письмо врагам, изобилующее братской любовью,
молитвой за противников, не ожидающее, кстати, никакой отдачи.
В восемнадцатое же после Пятидесятницы воскресенье читается аналогичное
место Евангелия от Луки, и к нему в качестве пояснения иногда присоединяется
в высшей степени финансовый призыв апостола Павла к коринфянам
(2 Кор 9:6-11). Это не просто призыв к щедрости. Это сложнейшее
рассуждение - сложнейшее, ибо оно проводит несгибаемый евангельский
принцип через изгибы человеческой души без ущерба и для принципиальности,
и для душевности.
Апостол призывает коринфян жертвовать в пользу святых Иерусалима.
Этот призыв следует за в высшей степени высоким богословским рассуждением
о том, что Господь Иисус "будучи богат, обнищал ради вас, дабы
вы обогатились Его нищетою" (8:9). И вдруг - вниз, резко и глубоко
вниз, на донышко кошелька и на донышко души. Апостолу нужны и
деньги, и тем, чтобы эти деньги были готовы "как благословение,
а не как побор" (9:5). Он начинает с простого: "Кто сеет скупо,
тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет" (9:6).
Обычная крестьянская поговорка, простая, как дважды два. "Каждый
уделяй по расположению сердца" - очень приятно.
"Не с огорчением и не с принуждением" - а вот это уже поворот
мысли, и поворот довольно крутой. Ибо мысль апостола поворачивается
от "нормальных людей" - которые, видимо, не существуют вообще
в природе - к людям скупым, дающим милостыню с огорчением. Или
- любопытное подразделение - "с принуждением". Это - принуждение
тщеславия, гордыни, снобизма, когда милостыня дается для того,
чтобы выглядить не хуже других.
"Доброхотно дающего любит Бог" - апостол опять выворачивает на
прямую дорогу, приглашая всех следовать за ним, и потому он умалчивает
о том, о чем смело сказал Иисус: Бог любит всех, в том числе и
недоброхотно дающих. Откровение о Божией любви, повелевающей "солнце
Своему восходить над злыми и добрыми" - ведь сколько людей толкуют
его как разрешение быть злыми!
"Бог же силен обогатить вас", "чтобы вы всегда и во всем имели
всякое довольство, были богаты" - все это утешения, адресованные
скупцам. Щедрый человек в подобных подбадриваниях не нуждается.
И эти простые поучения осложнены вставочками: "обогатить вас"
- "всякою благодатью", не деньгами; "были богаты" - "на всякое
доброе дело". За мыслью апостола здесь трудно поспевать, потому
что после пяти слов, адресованных нашей скупости, следует пара
слов, адресованных христианству в нас, - и еще раз десяток слов
к скупости и три словца к благородству. Так иголка делает стежки:
вниз, к невидимой изнанке души - вверх, короткий взлет к лучшей
нашей части. Только мы успокоимся, что Бог нас обогатит - и сразу
апостол кольнет: обогатит на добро, не на жизнь во дворце.
Рассуждение Павла замедляется - следует поэтическая цитата из
псалма. Казалось бы, отдых, но в этой цитате - тоже огромное противоречие.
Начало: "Расточил, роздал нищим" противоречит окончанию: "правда
его пребывает в век". Это противоречие между щедростью Бога, Его
истощанием Себя, достигшим пределы в отдании Сына Своего, и Его
вечным величием с глубокой древности иллюстрировалось притчей
о солнце, расточающем свой свет и пребывающем благодаря этому
неизменно солнцем. Яркий образ, утешающий зримо, показывающий,
что значит совершенство Бога, которым и мы должны быть совершенны,
показывающий, что это противоречие - лишь логическое, и что можно
раздавать, богатея.
"Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу" - еще одно имя Божие,
открытое походя - "подаст обилие посеянному вами и умножит плоды"
- опять утешение нашей скупости и опять крутой поворот: "умножит
плоды правды вашей". Не "дел рук ваших"! И на этом крутом повороте
апостол уже не удерживается и выходит на прямую - к Богу - дорогу:
"так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость", богаты бедностью
и нищетой, "которая через нас производит благодарение Богу" -
в тех, кто получил щедрые наши дары. Вот конец всех извивов: благодарение,
таинство, из которого рождается Евхаристия, Сам Христос, причем
благодарение не в нас - в нас может быть сожаление и принуждение,
но в других, кому мы дали.
Здесь мы возвращаемся к Евангелию. Ибо все увещание Павла потому
так усиленно, что он собирает деньги для своих врагов. Этого не
надо бояться и не надо замазывать этот факт. Наоборот, это надо
подчеркнуть: христиане Иерусалима в целом были противниками тех
способов, которыми проповедовал Павел. Они были его врагами в
самом простом смысле слова - и он знал это, но любил их и собирал
деньги для них. Этот акт, который кажется нам вершиной любви к
врагам, для него был подошвой, основанием, наименьшей частью его
любви. И это были не чужие, а враги именно среди своих, враги
в Церкви. Церковь уже была разделена, с первых же лет своего существования
- и пример апостолов не в единстве без проблем, в медовой взаимной
приязни, а в единстве поверх реальных проблем и осязаемой враждебности.
Проходя через горнило любви к врагам, мы поднимаемся к любви чистой,
незамутненной, любви радостной и преизобилующей, троичной любви
Отца, и Сына, и Святаго.
1990-е
|