Мф. 7, 21.
Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
№50 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
В Мф. 7.21 ("Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!") впервые
слово "Господь"
стоит в таком контесте, что его можно понять не как обозначение Бога (в греческом
переводе Библии "Господь" передавало "Ягве"), а просто как
вежливое обращение. Оно таковым у греков и осталось. Если грек, плохо знающий
английский, будет переводить "Господь Иисус", у него выйдет "Мистер
Иисус", потому что "кюриос" и по сей день используется в самом
обыденном значении "господин". В русском языке возвышенное отслоилось
от земного. "Господи! Господи" означает совсем не то, что "Господин,
господин!" Первое произносит молящийся, второе - разве что городовой, заподозривший
в прилично одетом барине террориста, но не вполне уверенный в этом. Это не значит,
что русские ущербнее прочих; в английском тоже "лорд" - Господу, а "мистер"
- господину. Сам Ииисус озабочен не тем, как называют Бога, а как кормят людей.
12.7.2002
С неба не видно
Есть дела бесцельные или, по крайней мере, имеющие цель в самих себе. Например,
"искусство для искусства". Есть дела, которые теряют весь смысл,
если их делать ради какой-то цели - например, любовь. Утилитаризм отравляет
любовь, любят не ради чего-то, а ради самой любви.
Любовь дело хорошее, и поэтому люди искушаются всякое хорошее дело уравнивать
с любовью. Например, молитва - дело хорошее, так давайте молиться ради молитвы,
называя это (совершенно напрасно) созерцанием. Искушение это столь велико,
что Господь озаботился предостеречь против него в Евангелии: "Не всякий,
говорящий Мне: "Господи! Господи!" пойдет в Царство Небесное, но
исполняющий волю Отца Моего небесного" (Мф. 7.21). То есть, важно не
само по себе повторение слов: "Да будет воля Твоя", важно, чтобы,
когда эта воля будет, мы ей по крайней мере не мешали совершаться.
Преподобный Серафим Саровский, выходец из купцов, в знаменитой своей беседе
сказал: "Как в торговом деле, не в том сила, чтобы лишь только торговать,
а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской не
в том сила, чтобы только молиться или другое какое-либо доброе дело делать".
С неба не видно различия между молитвой и трудом, столь заботящим нас на земле.
И молитва, и труд, зарабатывание денег и раздавание денег одинаково - для
чего-то, не для самих себя.
1990-е
Господь и господа
Инерция мысли: часто думают, что если плохо придется тем, кто только говорил
Иисусу "Господи, Господи", то плохо придется и проповедникам.
Может быть, и проповедникам плохо придется, но не потому, что
они проповедуют, а не занимаются благотворительностью.
Говорить "Господи" Богу и говорить "Господи" людям – два совершенно
разных занятия. Кто молится Богу о своем спасении, непохож на
того, кто говорит о Боге другим, чтобы те спаслись. Христос, правда,
часто запрещает людям говорить о Себе (особенно в Евангелии от
Марка), но апостолов Он посылает проповедовать. Проповедовать
надо, и проповедовать надо уметь. На благотворительности можно
и помешаться, потакая не чужой нужде, а чужому эгоизму. "Господи,
Господи!" и "Господа, господа!" может оказаться одинаково некрасиво.
Нач. 1990-х
|