Яков Кротов
Мф. 9, 7. И
он встал, [взял постель свою] и пошел в дом свой.
Мк. 2, 12: Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед
всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого
мы не видали.
Лк. 5, 25: И он тотчас встал перед ними, взял, на чем лежал,
и пошел в дом свой, славя Бога.
№ 43 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Мф.
9,7: исцеленный паралитик "берет свою постель" и идет с ней. Из-за того,
что художник воспринимал движение по-еврейски, справа налево (то есть как движение
луны, а не как движение Солнца) кажется, что исцеленный идет к самому себе прошлому.
Тянет прилечь. Можно даже сказать, рвет на родину: ведь кровать - родина каждого
человека. Умирает человек в самых разнообразных положениях, причем "достойная
смерть" - в положении лежа, а вот на коленях (чтобы легче было рубить голову),
стоя у стенки или на виселице - позор. Собственно, при всей тяжести болезни, которая
сопровождается постоянным лежанием, такую болезнь не рассматривают как самую худшую,
как нравственно опасную. Даже наоборот: прикованный к кровати человек, как и слепой,
может показаться обладателем какого-то необычного знания именно в силу своего
недостатка. Слепой оракул лучше видит будущее (якобы), как евнух лучше разбирается
в женщинах. Амвросий Оптинский давал пастырские наставление, не вставая с постели,
его даже таким и запечатлели почитательницы.
В конце концов, то есть в рассказе о Тайной вечери, Иисус и ученики в самый
праздничный момент обедают именно лежа - символ свободы и расслабленности. Когда
человек стоит, он остро ощущает малейшее отклонение от вертикали, для него особенно
важно чувство (и понятие) прямоты, правильности.Лежачий же и сам никого не бьет,
и его не бьют: нельзя назвать горизонтальное положение "отклонением"
от вертикали, от нормы. Это простая иная норма. Поразительно не то, сколь часто
в Евангелии упоминаются исцеления расслабленных и слепых, а то, что это явно исцеления
ничтожной доли тех, кто был расслаблен и слеп. А уж скольких "возлежащих"
с Иродом (Мф. 14,9) стоило бы встряхнуть и поставить на ноги: а не лежи с кем
попало.
Лежать одному не стыдно, по болезни или хотя бы по лени; да и "на лоне
Авраамове" тоже ведь не сидят, видимо, а возлежат, хотя представить это себе
чрезвычайно трудно: "Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом,
Исааком и Иаковом в Царстве Небесном" (Мф. 8, 11). Поэтому, и получив исцеление
от лени, неверия и прочих нехороших излишеств, полезно кровать носить при себе,
чтобы, бегая по жизни, не пробежать мимо Царства Божия и возлежащих в нем.
4.3.2002
|