Мф. 9, 12 Иисус
же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
Мк. 2, 17 Услышав [сие], Иисус говорит им: не здоровые имеют
нужду во враче, но больные;
Лк. 5, 31 Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют
нужду во враче, но больные;
№44 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
*
"Не здоровые нуждаются во враче, а больные" - не "мудрость",
а банальность. Скорее всего, Иисус цитировал поговорку или, во всяком случае,
Он обращался к тому "здравому смыслу", который терпит крушение при первом
же соприкосновении как с логикой, так и с опытом. Логика запросто объясняет, что
больному следует обращаться не к врачу, а ко гробовщику, потому что болезнь предшествует
смерти, а здоровье - это нечто, что бывает до первой же болезни, как девственность
- то, что бывает до брака. Опыт подтверждает: здоровее люди там, где они обращаются
к врачу раньше и платят врачу больше. Профилактика! Первый шаг человека должен
быть шагом к Врачу. Нет здоровых - есть больные и есть выздоравливающие. И самый
тяжелый больной - который думает, что, счистив лишай, он излечился от лишая, что
вымыв руки - отмыл сердце. Нельзя выздороветь, не признав себя больным и не признав
Бога - Врачом.
*
Не только Иисус, но и Паниковский видел в окружающих больных людей. Однако,
Паниковский бросал Балаганову "больной человек" от бессилия и злости;
эти слова были последним способом утвердить гордыню старого, обессилевшего проходимца.
Иисус говорит о сильных, преуспевающих людях, которые с точки зрения мира сего
были куда успешнее фарисеев - как новорусская номенклатура куда успешнее новорусских
политологов. Нападки фарисеев на "грешников" - это нападки на элиту
общества тех, кто в озлобленности, ущемленности и зависти начинает считать себя
элитой "духовной". Иисус не спорит с этими смердяковыми от религии.
Формально они правы (только забывают о собственной болезни, куда горшей). Они
тоже ведь думают, что больные нуждаются во враче - только врачами они считают
себя, а лекарством религию. Спаситель же знает, что лекарство - Он Сам, а религиозность
- лишь слегка мутировавшая форма болезни. Конечно, если бы Иисус был только человек,
Его слова про то, что Он - врач, были бы неуместной шуткой; врач не должен потакать
слабостям пациентов. Но поскольку Иисус не просто врач, а единственный в мире
врач, который одновременно является и лекарством, Его поведение - единственно
возможное, а Его последователям остается нести людям это лекарство не через проповеди-отповеди.
Христос там лекарство, где в болезни и грехе ближнего видят не повод для самоутверждения,
а крест для самоотречения и любви.
*
Примечательно отсутствие слова "только". Иисус не сказал: "Только
больные нуждаются во враче". Слова эти трудно понять, и обычно их истолковывают
в том смысл, что все больные. Действительно, "здоровье" - условная единица.
Беда, что каждый считает себя Христом и начинает глядеть на мир как доктор. Болезнь
эксперта - видеть в каждом человеке объект по своей части. "Не в здоровых
нуждается врач, а в больных". Человек начинает выискивать у окружающих болезни.
Проповедь Христа оказывается проповедью болезни: "Ты думаешь, что ты здоров?
На самом деле, ты болен, а поэтому крестись!"
Во-первых, это демагогия. При всей относительности понятия здоровья, оно все-таки есть, в том числе и душевное, и духовное.
Во-вторых, не надо мерять по себе. Для многих православных адвентисты - тяжело больные (духовно) люди. А атеист-гуманист
стоит сбоку и сочувствует тем и другим. В-третьих, да, в каждом человеке есть не только ребенок, взрослый,
старик, но и умирающий, тяжело больной. Но оставьте его в покое, будьте милосердны. Обращайтесь к тому здоровому,
веселому, ответственному и мудрому, что есть в человеке, а не к слабостям. Только так можно удержать веру
от ограниченности заботой о спасении (и дополнить заботой о творчестве), от превращения в религию подобную
язычеству.
*
Господь сказал один раз, а мы миллион раз повторяем, и все криво - насчет здоровых и больных.
Он-то небось с апостолами обращался как со здоровыми, без пугания и сюсюканья. А мы только и умеем, что проповедовать
Благую весть путем дурной вести. Не может сказать о Царстве Небесном, не объяснив при этом этом человеку,
какой он больной балда. Лучше с больными обращаться как со здоровыми, чем со здоровыми как с больными. Это
и есть замена этики спасения на этику творчества, о которой говорил Бердяев. И не надо бояться, что "больные"
умрут — во-первых, это метафора, во-вторых, все равно умрут.
*
Слова о том, что "не здоровые имеют нужду во враче, но больные" используют не для
лечения, а для оправдания болезни. Как будто в Церкви нет места здоровым или, по крайней мере, выздоровевшим!
Впрочем, оправдывать болезнь не так уж плохо, если бы этим занимались последовательно. Но христиане оправдывают
болезни у одних и осуждают болезни у других. Мы с жаром обличаем гомосексуализм или скуку в неверующих, призывая
их в Церковь. Но если гомосексуалист - епископ, то найдут ему сто оправданий, постараются замолчать его грех,
замять скандал, отправят на покой - и на очень сытный и покойный покой. Вообще не считают болезнью начальственное
высокомерие, жестокость к подчиненным, агрессивность к чужакам, считают это неизбежным свойством "взрослого",
"нормального" человека. Зато считают неуместной в Церкви болезнью правдолюбие, искренность, эмоциональность.
В конце концов, забывают, что Иисус всего лишь остроумно ответил на выпад фарисеев, а обобщать Его слова опасно,
потому что здоровых нет, есть только больные, которые чувствуют нужду во враче, и больные бесчувственные.
И это, кстати, означает, что считать свою болезнь - здоровьем свойственно не только христианам.
*
*
По ВВС 27.12.2005 интервью с милейшим американским актёром Иеремией Зильберманом (для американцев - Джен Уайлдер) (1933). Предки, естественно, из России. Ужасно похож на Терри Джонса (1942), одного из запевал "Монти Пайтона". Кстати, Уайлдер скептически относится к битве Буша с клонированием, а Джонс - к войне вообще, и к войне в Ираке в частности. Вот ведь замечательные совпадения. Уайлдер с удовольствием рассказывал, что на съезде демократов выступали вдова и сын Рейгана, ратуя за опыты со стволовыми клетками - ещё бы, ведь Рейган умер от болезни Паркинсона, которую такие опыты могут победить. Жизнь оказывается первичнее политики. Уайлдер сам тяжело болел и рассказывал, что однажды он спросил врача, когда выздоровеет, на что врач ответил, что человек тогда может считать себя вполне выздоровевшим, когда он проживёт дольше, чем лечивший его врач. На что Уайлдер незамедлительно ответил, что тогда лучший способ выздороветь - убить своего врача.
Что, собственно, и произошло на Голгофе.
*
"Не здоровые нуждаются во враче, но больные".
На первый взгляд, это та же мысль, что в изречении киника Антисфена:
"И врачи водятся с больными, но сами не заболевают".
Киник Диоген сформулировал чуть иначе:
"Солнце тоже заглядывает в навозные ямы, но от этого не оскверняется".
Это прояснение формулировки обнаруживает принципиальное различие мысли Иисуса и киников. Солнце не лечит навоз, а сушит. Оно не просто "не оскверняется", когда посылает свет - Оно уничтожает скверну, оно помогает жизни жить. Конечно, в паре с дождём, о чем и сказал Иисус. Солнце не разбирает, кто навоз, а кто фиалка, кто болен, а кто здоров.
Иисус не сказал, что врачи не заболевают от общения с больными, по той простой причине, что это неправда. Заболевают! Заболевают и даже умирают! Поэтому для врача актуально "исцелися сам". Поэтому лишь Тот, Кто поднялся из могилы, может вполне называться Врачом. Заболел - и спас Себя Сам, сделал именно то, чего иронически требовали проходившие мимо Голгофы. "Сам" - именно ощущение, что Иисус не просто "воскрешён Отцом", но воскрес активно, воскресением продолжил то, что делал до Креста, есть постоянный источник веры в единство Сына и Отца.
Иисус - не киник и не хиппи. Он не "опростился", не совершил "дауншифтинг" из Рая на землю, Он не считал, в отличие от киников, "природным" только то, что грязно, что обнажено от человеческого. Христос был хорошего мнения о "естественном", но не проповедовал примат "естественного", как это делают многие христиане (однако, пользующиеся телефонами). Христос лечит естественное сверхъестественным. Иисус не считал ложку и стул - болезненными извратизмами, а пожирание собственных фекалий (что случалось у киников старой школы) - здоровьем. Он вообще называл себя врачом, а сотрапезников - больными только, когда на Него нападали за аморалку, Сам же знал правду: не тот болен, кто грешит (что именно лишает грех единственного оправдания), а тот болен, кто отвергает чудо благодати, прощения, воскресения из греха.
*
Только людям с рабской психикой кажется, что свободные люди так беззаботны и счастливы, что им Бог не нужен. Нужен-нужен! В Евангелии, между прочим, к Иисусу приходят далеко не только больные и неудачники, в основном-то вполне здоровые и преуспевающие. Приходят не потому, что здоровые нуждаются в Боге, а потому что нету такого здоровья, которое бы отменяло поиск человеком Бога. А что Господь сказал про "не здоровые нуждаются во враче", так это, во-первых, здоровый еврейский юмор, во-вторых, Бог - не только врач. Бог еще и друг, и любимый, и вообще Бог как Бонд: Бог. Простобог. Больной человек нуждается в Боге только как в средстве - средстве выздороволения. Выздоровел - пошел от Бога прочь, заниматься тем, ради чего и хотел выздороветь. Поэтому Иисус не брал исцеленных в апостолы. Петр был здоровенный лоб, судя по тому, как он ведет себя; болела теща Петра, это совсем другое дело. Здоровые не нуждаются во враче, но здоровые нуждаются в Боге. В Боге не нуждаются гордецы и ханжи - но их болезнь не физическая, и даже не духовная, а куда более страшная, и нужен им - как разминка перед стартом - не Сам Бог, а страх Божий.
|