Мф. 9, 19 И
встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его.
Мк. 5, 24 [Иисус] пошел с ним. За Ним следовало множество
народа, и теснили Его.
Лк. 8, 42 потому что у него была одна дочь, лет двенадцати,
и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.
№68 по согласованию - Стихи предыдущий
- последующий.
В рассказе о том, как кровоточивая в толпе прикоснулась к Иисусу, евангелисты
очень мило дополняют друг друга. "Иисус встал и пошел, за ним ученики",
- затягивает Матфей. "И давка была ужасная", - хором добавляют Марк
с Лукой. Давка - это объяснение того, как несчастная дама осталась незамеченной
учениками. Но ясно, что это была не такая давка, как вокруг стоящего на месте
человека. Это было беспорядочное движение: Иисус шёл, учеников было много, но
они же не охранники, они болтали друг с другом, кто-то забегал вперёд, кто-то
отставал, зато всё время подходили новые люди - поглазеть, переброситься парой
слов. Иисус был не так интересен, как возможность чуда, да и возможность поучаствовать
в интимной жизни номенклатуры. Слёзы богачей капают прямо в карман бедняков, они
чувствуют, как мир уплощается под гнётом справедливого страдания и смерти, все
идут в могилу. Но когда умирает бедняк, это неинтересно и скучно, а когда богач,
пусть даже местечковый, или его дочка - трубы дудят. На Ваганьковском кладбище
у входа в церковь роскошная, с золочёным ангелом могила юной дочери одного придворного
живописца. Девушку жалко, а всё-таки есть, есть греховная приятность: деньгами
не купишь вечности. Иисус, однако, в этой злорадствующей толпе, идёт, чтобы совершенно
даром помочь богачу. Высшая справедливость не в том, что смерть входит и в дом
бедняка, и в дом богача, а в том, что Иисус выгоняет смерть отовсюду, куда Его
пригласят.
*
Иисуса теснят, а Он ищет того единственного, кто не «теснил» (притеснял, а просто сказать - пытался задавить, убить), а получил от Него силу. К мёртвой девочке прикасались, но её «теснили», её трогали, но не тронули, не дали ей силу жизни. Иисус – прикоснулся и воскресил. Потому что Иисус никого не «теснит», не напирает, Он без агрессии. Он источник силы и жизни. Человек только в беде начинает понимать, что жизнь не там, где напор и расширение собственного «жизненного пространства» за счёт другого, а там, где допускаешь в пространство своей жизни Другого – и другого, Дальнего (Который невероятно близок) и ближнего (который дальше Бога, на самом деле). Человек в беде касается Бога с невероятной силой, вкладывая себя в прикосновение – пальцем или словом. Так Бог в Христе касается человечества со всей силой, вкладывает всего Себя. Евангелие – о том, что не обязательно быть в беде, чтобы вернуть жизни силу, энергию, что Слово стало плотью, не дожидаясь, пока наши слова станут энергичны, и кого коснулся Христос, тот может войти в мир, где слова и прикосновения есть самоотдача, творческая, полная, деликатная. |