Мф 10, 15 истинно
говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу
тому.
Мк. 6, 11 И если кто не примет вас и не будет слушать вас,
то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно
говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу.
У Лк. в данном месте этих слов, они повторены чуть ниже, где описывается посылание
на проповедь 70-ти.
№72 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Слова Христа о том, что если бы в Содом были посланы апостолы
с Евангелием, то горожане покаялись бы, а потому Содому на Суде
будет "отраднее", чем отвергшим Евангелие (Мк 6, 11), могут вызвать
не только сочувствие к пророку, которого не признает собственное
отечество, но и пару вопросов. Во-первых, почему сексуальный маньяк
"лучше" неверующего? Неужели опять "двойной стандарт" — обидевшего
Бога судят строже, чем обидевшего человека? Во-вторых, если было
возможно привести Содом к покаянию, то почему же Бог не изволил
явить в Содоме силы, явленные в Вифлееме и тем спасти жителей
города? Видимо, Иисус и рассчитывал, что Его сравнение запомнится
— и оно запомнилось даже лучше, чем конкретные обстоятельства
дела, так что евангелист Марк тот же парадокс относит к словам
Иисуса о Его собственной проповеди в Хоразине (Лк 10, 12).
Что до "двойного стандарта", то Иисус ведь не говорит, что отвергшие
Евангелие согрешили тяжелее. Собственно, и содомиты согрешили
не только против людей, но и против Бога, ибо пытались изнасиловать
Бога — библейский рассказ целомудренно называет Бога "ангелом"
или даже "ангелами". Во всяком случае, в Содом пришел — прямо
или через посланцев — Бог, как через христиан приходит Бог. Грех
один. Извращенная психология одна: сиюминутное удовольствие ставится
выше смысла жизни. Содомиты наслаждались сексуальным извращением,
отвергшие Иисуса наслаждались религиозным извращением — они отвергали
Бога потому, что Тот не соответствовал их представлениям о Божестве,
они отвергли Создателя Библии, потому что Он не соответствовал
их пониманию Библии. Оба греха хуже друг друга.
Содому будет "отраднее" не потому, что педераст хуже ханжи (не
хуже, к несчастью для ханжества), а потому, что труднее было распознать
Бога в гостях Лота, чем в апостолах Иисуса. "Сила", о которой
говорит Иисус, — это откровенность Бога, Который наконец-то обратился
к людям без обиняков, сказал о Себе достаточно, чтобы люди спаслись.
Не все, разумеется — просто "достаточно". Сказано было больше,
чем Содому, потому что готовы были к большему (в том числе, знание
участи Содома готовило к принятию Христа), потому что уже опошлили
большее — ханжество пошлее гомосексуализма.
Недостаточность достаточного — вот свобода. Свободу можно раздавить
— если бы в Содом пришел Иисус, свобода содомитов была бы уничтожена.
Страшный Суд есть мгновение, когда достаточное станет действительно,
непреодолимо достаточным, поэтому суд и страшен — для тех, чья
свобода была растрачена на защиту от Бога. Люди всегда думают,
что возможно как-то убедить, загипнотизировать, крикнуть так,
что всякая свобода стушуется — нет, нельзя. В притче о богаче
и Лазаре богач убежден, что если мертвец из ада придет к живым
и предупредит их об аде, то этого будет достаточно — протрезвятся.
Но Бог категоричен: "Если Моисея и пророков не слушают, то если
бы кто и из мертвых воскрес, не поверят" (лк 16, 31). Иисус вкладывает
эти слова в уста Авраама, но мы-то теперь знаем, что Сам Иисус
воскрес — а Ему не поверили.
Не надо прибедняться: мне всегда открыто больше, чем другому.
Если бы другому открылось то, что открылось мне, он бы не устоял.
Думать так о своей религиозной жизни — гордыня, если я полагаю,
что я "покаялся", что я победил свою свободу. Да ничуть — Бог
проник в меня вопреки моей свободной воле, а не благодаря ей,
вопреки обстоятельствам и воспитанию, а не благодаря им. Из уравнения
"тебе дано больше, чем другому" правильно выводится не "а потому
тебе будет лучше", а "а потому другому будет лучше". Это парадоксальная
логика, не очень справедливая логика, если не включать в логику
свою собственную личность. То, что мне открыто больше, есть не
показатель моего величия, а моей тупости и низости. Хорошая дверь
не та, на которую надо больше давить.
|