Мф 10, 17. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,
№72 по согласованию.
Мк. 13, 9 Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними.
(№93 по согласованию). Фразы предыдущая - следующая.
Нечастый случай, когда Марк подробнее Матфея. Напоминает первый псалом, где действия идут по нарастающей: не ходить, не стоять, не заседать с грешниками. Тут три действия: передавать, бить, ставить. Три инстанции: синедрион (имеется в виду не тот, что в Иерусалиме, а провинциальные), синагога, царский суд (царь тоже имеется в виду не тот, который в Риме, а свои, местные царьки). Праведник, может, и не пойдёт - так за ним придут. Не встанет - его поставят. Не сядет - его так треснут, что ноженьки подкосятся. Среди всего этого безобразия верующий должен "смотреть за собой" (Марк) или, как у Матфея, "остерегаться". Любопытную расшифровку предлагает американец Братчер: "Будьте внимательны по отношению к себе и к своим интересам, сознавайте опасность, которой вы будете подвержены". Не надо строить иллюзий. Не надо упиваться опасностью. Надо помнить о себе и своих интересах. И какие же у верующего интересы как у верующего? Остаться верующим. Не другого сделать верующим, а самому сделаться верующим. Потому что за веру битую веру двух небитых дают. Отсюда в Церкви вечный конфликт между битыми и небитыми. Решается этот конфликт обычно в пользу бьющих - увы, пока в Церкви веруют не только в Крест, но и в палку, не только в распятие, но и во власть, будут и бьющие. А бьющие любят небитых. Битый, но устоявший, свидетельствует о бессилии палки. И это свидетельство и есть свидетельство о Христе, большее, чем любые крестовые походы, любое государственное христианство, христианское воспитание детей через шлепки, школу, шуганье.
|