Мф. 12, 47 И некто сказал Ему:
вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.
Мк. 3, 32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры
Твои, [вне] дома, спрашивают Тебя.
Лк. 8, 20 И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.
№59 по согласованию. Стихи предыдущий
- следующий.
Слова "и сёстры" у Марка встречаются лишь в довольно поздних рукописях и вряд ли были в оригинале,
но от этого не легче - тем, кто убеждён, что речь может идти только о единоутробных братьях и сёстрах и что
таких братьев и сестёр о Иисуса быть не могло, что Он был ребёнком и первым, и единственным. Не так просто
- после полутора тысяч лет почитания Марии - понять, что вера и в непорочность Её зачатия, и в рождение Иисуса
от Духа Божия сами по себе не подразумевают, что Мария не рожала позднее. Что больше смущает: наличие детей
у Марии или братьев у Иисуса? Чья чистота больше волнует?
Вопрос о том, действительно ли чистота и святость зависят от наличия детей или родственников, можно (если
нужно) решить и потом. Кстати, вот именно вопрос из самых интересных, если верить тому великому инквизитору,
который считал самыми интересными задачи, заведомо не имеющие решения.
Видимо, всё-таки более смущает наличие детей у Марии. В конце концов, богословы за время споров о том, как
соединялись (точнее, как не соединялись) в Иисусе божественное и человеческое, выработали гениальное в своей
универсальности объяснение: если уж Бог стал человеком, то Он стал человеком во всём, кроме греха. Иметь братьев
- не грех. Так ведь и детей иметь - не грех?
Есть во всей этой многовековой проблематике какая-то особенность человеческой психики упругая, подсознательная,
уходящая в глубоко дохристианскую и даже добиблейскую древность. Это не удивительно - мало ли тысячелетних
предрассудков. Удивительно, что в одном и том же человечестве борются и те, кто, превознося деторождение,
всё-таки в решающий момент выше ставят девство, - и те, кто этого не принимает. Причём, именно верующий человек
мог бы поменьше озадачиваться всем этим. Ведь самое главное не "как", а "кто" - не как
там у Иисуса с братьями или у Марии с детьми, а как у меня с Иисусом, как у меня с Марией. Их присутствие
в моей жизни не зависит от присутствия в их жизни других людей, не этим опровергается или подтверждается,
а - разговором, общением. Если Иисус и Мария умерли давно, то вопрос вообще неинтересен. А если они живы сейчас,
отвечают на молитву, присутствуют, сами просят о чём-то своим присутствием, - вопрос ещё более неинтересен.
Вопросы о детях и девстве - это вопросы о границе между вечным и временным, но граница есть проблема власти,
проблема межевщика. Не граница важна, а её преодоление. Когда близкие хотят спасти Иисуса от врагов - разве
так уж важна степень родства? Когда Иисус говорит, что Его близкие не те, кто хотят спасти Его, а те, кто
хочет спасения от Него, разве не стираются различия между мужским и женским, девственным и не девственным,
разве не остаётся одно различие - между отдавшимися Христу и использующими Христа? |