Мф 13, 7 иное упало в терние,
и выросло терние и заглушило его;
Мк. 4, 7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило [семя], и оно не дало плода.
Лк. 8, 7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
№63 по согласованию. Cтихи: предыдущий - следующий.
Фома, 9: И иные упали в терния,
они заглушили семя, и червь съел их.
В греческом
оригинале "терние" - "аканф". Завитушки аканфа украшают капители колонн самого пышного
ордера - "коринфского". Правда, по завитушкам не понять, что и сам аканф с колонну размером. Во
всяком случае, такой аканф я видел в ботаническом саду напротив оксфордского колледжа св. Магдалины (тот самый,
где пасутся олени - олени, действительно, паслись, но буфетчица в местном кафетерии была намного экзотичнее).
В России мне случалось видеть не меньшего размера чертополохи и лопухи. А вот пшеницы выше человеческого роста
не видел ни разу. Одомашненные злаки не могут выжить без помощи крестьянина. Кошка слабее льва, собака - волка.
Вот цена за дружбу с человеком. Человек не просто слабее всех прочих живых творений - он ещё и сознаёт эту
свою слабость. Правда, человек может уничтожить жизнь на земле, но это и есть признак слабости - а то, что
человек эту жизнь реально потихонечку уничтожает, есть ещё и признак интеллектуальной слабости и нравственной
немощи. Бог же не хочет гибели ничего - в том числе, сорняков. Вот объяснение, почему наше драгоценное человеческое
существование протекает среди сорняков.
Особенно ярко видна паскудность человеческой натуры в том, что под "сорняком" человек часто имеет
в виду не сорняки, а своих ближних - мол, будет и на нашей христианской улице праздник, повыдёргивает вас
всех Создатель и сожжёт, паскуд эдаких, огнём неугасимым. Щас! Разбежались!! Если что и будет уничтожено в
Момент Истины (можно ведь и так назвать Второе Пришествие), так это всё то, чем мы загадили землю - и вот
кто не сможет расстаться с такими сорняками как национализм, империализм, патернализм и пр. и пр., тот, конечно,
разделит участь терняков. А настоящие, буквальные сорняки вроде аканфа и в Царстве Божием имеют своё почётное
и красивое место, как на коринфских капителях.
*
Вспоминается и притча о сорняках в Мф. 13, 36 - во всяком случае, объясняется, почему хозяин не подготовил
поле. Готовил он его, готовил, но всему есть свои пределы. Если вручную (а химии не было) пытаться извести
сорняки, то не хватит времени ни на что. Человек вынуждень находить компромисс между идеальной подготовкой
- на которую нужно больше времени, чем есть, - и риском начать.
|