Мф. 13, 15
ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом
слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат
ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил
их.
№63 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Говорил я сегодня с одним поэтом, которому довелось во время
ельцинской оттепели побыть министром. Я спросил, как его коллеги
относились к сочетанию поэзии с руководящей работой, и получил
неожиданный ответ: "Когда я говорил им, что пишу стихи, они
не слышали. Они молчали секунд тридцать, после чего продолжали
разговор с того места, на котором он был прерван упоминанием стихов".
Беда тут, как часто бывает, в том, что человек не умеет пользоваться
собственной разумностью. Разговаривая, мы всегда прогнозируем,
что скажет ближний. Так в переносных проигрывателях музыки есть
запас памяти секунд на десять, чтобы в случае толчка мелодия не
прерывалась. В 99 случаях из 100 мы правильно прогнозируем, потому
что обычно речь человеческая не слишком оригинальна, не слишком
человечна. А на сотый раз приходит Христос, и прогноз не сбывается.
Эта же способность прогнозировать подводит нас и на другой лад.
У Чехова есть рассказ про юношу, который жестоко шутил: во время
катания с девушкой, когда ветер страшно свистел в ушах, шептал
ей: "Люблю". Она никак не могла понять, послышалось
ли ей -- не приняла ли она желаемое за действительное -- и шла
кататься опять, и он опять шептал. Религиозный опыт часто приходит
во время эмоциональных потрясений, и это вызывает недоверие к
нему: может, показалось? Поскольку Бог не только не фраер, но
и не влюбленный юноша, Он потрудится повторить в спокойных обстоятельствах
все, сказанное в грозе и буре -- лишь бы мы прислушались.
25.5.2001
*
Поэт - Евгений Сабуров, ум. в 2009. Прим. 2009 года.
*
В Мф. 13, 15, как и в других местах Библии, часто полнота чувств,
необходимая для понимания, описывается как "уши и глаза".
Бог - первый поэт, два глаза и два уха - первое четверостишие.
Точнее, это первое четверостишие, способное читать написанное
Творцом. Ведь сам принцип парных органов чувств, отличающихся
незначительно именно для того, чтобы повысить точность восприятия
у животных встречается многократно. У скорпиона, к примеру, восемь
ног, на каждой из которых по два разных рецептора, и некоторое
томление по чему-то подобное у людей есть, что выражено хотя бы
в воспевании "многоочитых херувимов". Проблема ведь
не в том, чтобы увидеть Бога, а в том, чтобы увидеть всего
Бога, а для этого нужно быть покрытым глазами как проросшая картошка
- глазками. Тем не менее, Бог полагает, видимо, что глаз и ушей
вполне достаточно для общения с ним. А вот только глаз или только
ушей может быть недостаточно. Так при прослушивании песни на иностранном
языке, который вроде бы знаешь, может быть ничего непонятно -
но дадут в руки текст, и сразу бьешь себя по голове: ну конечно,
я же слышу именно это! Создатель считает, что приход Иисуса в
мир - вполне достаточные титры. Или, если мир видимый - это текст
(а чем начитаннее человек, тем более он склонен не видеть мир,
а прочитывать его), то Иисус - "видеоряд". Вы читали
и слышали о Боге? Теперь - смотрите!
1.6.2002
|