Мф. 13, 20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;
Мк. 4, 16 Подобным образом и посеянное на каменистом [месте] означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,
Лк. 8, 13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
№63 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
По-гречески "радоваться" - "харис". Так и хочется сочинить такую этимологию, что слово "харя" от древнегреческой актёрской маски, символизирующую радость. Увы, видимо, не столько от улыбающейся маски, сколько от маски ушастой - первоначально звучало как "ухаря". Да и означало "харюк" - угрюмого, а вовсе не смеющегося человека. Впрочем, радость слишком легко переключается в угрюмость. Только при характеристике этого типа людей Иисус подчёркивает эмоциональную реакцию. Речь идёт именно о реакции - упругом отторжении бытия, которое свалилось на человека. Это может быть радость, это может быть горесть, неважно - просто те, кто от Слова придут в ужас, даже не рассматриваются, ведь они-то вообще не откликнутся, а убегут. Важна окаменённость сердца - а весёлость может быть проявлением именно такой заполированности, ожесточённости человека. Угрюмость, возможно, даже более имеет шансов переродиться. Так углерод в виде угля - его можно поджечь, уголь выгорит. А углерод в виде алмаза - загораться не будет, а если и сгорит, то никого не согреет. Радость схожа с алмазом: в ней даже тусклый свет преображается, начинает сверкать радугой. Но этот алмаз должен быть вделан в оправу и смирно сидеть на пальце или болтать в ухе. Человек же из алмаза ни на что не годен. Иисуса упрекают в том, что у Него нет чувства юмора (что ошибка), но если бы Иисус был вечно ржущим парнем, который радуется и похоронам, и пошлым шуткам, аплодирует без умолку, Его бы ни в чём не упрекали - Его бы просто не замечали. Один из способов раскрошить в себе этот камень - пост, искусственная грусть для победы над искусственной весёлостью. После такой победы можно приступать к выполнению заповеди в Мф. 6, 16.
|