Мф. 13, 38 поле
есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого;
Только у Мф., №63 по согласованию. Фраза предыдущая - следующая.
"Поле есть мир" (Мф. 13, 38). В
Средние века из этих слов Иисуса делали вывод, что мир похож на поле - и в
дело пускались всевозможные землемерные и геометрические рассуждения древности.
Сколько можно фигур нарисовать, если учесть, что в древнем мире поле было прежде
всего чем-то ограниченным, находящимся между межей, между священных камней, которыми
межу отмечали - "терминов" (и божеству этих камней был посвящен праздник
Терминалий). Язычники римляне полагали, что делению земли на поля соответствует
деление неба, на этом основывалось гадание по полету птиц (да и астрология, гадание
по звездам, исходит из того же ощущения). Для современного человека "поле",
напротив, есть прежде всего нечто, не имеющее границ, беспредельное, пронизывающее
равно и небо, и землю. Поля различных энергий проникают друг в друга, и можно
- и нужно, хотя очень трудно - создавать "теорию единого поля". При
этом на Западе существует по-прежнему и жесткая сетка земельной частной собственности,
исчезнувшая в России, замененная идеей "народной собственности" - сложной
комбинации частной номенклатурной собственности, не очень устойчивой, с правом
номенклатуры распоряжаться и всей прочей собственностью. Бытие определяет сознание,
и западный христианин понимает и жизнь во Христе как соединение своего, четко
ограниченного частного пространства, с возможностью единства всего мира - возможностью,
основанной в том числе и на тщательном размежевании. Русский христианин ощущает
"мир как поле" иначе: как собственную уязвимость перед волей церковного
начальства, как возможность распоряжаться - манипулируя и прикрываясь волей церковного
начальства - чужой духовной жизнью, добиваясь единства не построением теории,
а тоталитарной практикой.
30.9.2003
в Мф. 13, 38 Спаситель сравнивает сорняки с грешниками. Не с грехом. Впрочем,
поняли бы Его собеседники, если бы Спаситель предложил в традициях неофарисейства
"любить грешника и ненавидеть грех"? Вряд ли. Это все равно, что любить
жену и ненавидеть женское в ней. Спаситель вообще не требует любить грешников,
Он требует любить врагов, а грешники - ну какие они враги? То есть, все враги
- грешники, но не все грешники - враги. Или я сам себе враг? В конце концов, Иисуса
можно было бы упрекнуть в том, что Он делит мир на беленьких и черненьких - и
ведь делит, делит! Почему же из этого выходит не то, что выходит у нас? Потому
что Он делит мир только для того, чтобы объединить - объединить в ожидании. А
что до сорняков... Не выдергивать их невозможно. Собственно, вся жизнь есть одна
сплошная прополка, и энтропия заключается в том, что сорняки растут всегда быстрее,
чем их выпалывают. Зло эффективнее. Чтобы построить небоскребы в Нью-Йорке, взорванные
11 сентября 2001 г. несчастными самоубийцами, нужны были годы тяжкого труда; а
уж сколько погибло в этом взрыве планов, свершений, творчества. Чтобы взорвать
их нужно было немного ненависти, неизмеримо меньше денег, чем для строительства,
чуть-чуть удачи одних и ротозейства других. Так со времен Адама: чтобы построить,
нужен год, чтобы разрушить построенное - день. Самым тяжким последствием революции
в России было своеобразное похмелье: люди, прожившие всю жизнь под лозунгом строительства
идеала, так разуверились в возможности какого-либо строительства, что даже зубы
почистить для них - подвиг. Потому что - все равно будут грязные. Зачем мыть пол
- затопчут. Зачем ввинчивать лампочку - разобьют. "Добрый человек",
"джентльмен" и начинается тогда, когда ввинчивают лампочку, даже видя
мальчишку с камнем, который готовится его бросить. Такая прополка доступна каждому
- творчество, что уж тут лукавить, оно, милое - а вот убивать мальчишку нельзя
никому. Бог его точно пожалеет, и кто знает, может, не только мальчишку.
26.9.2002 |