Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Мф 15 3 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?

Мк. 7, 9 И сказал им: хорошо ли, [что] вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?

№78 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

 

29.5.2001


В этом месте хорошо видно, что Мф. вторичен по отношению к Мк. (или к их общему первоисточнику). В Евангелии от Марка Иисус на упрек о грязных руках отвечает обвинением в адрес тех, кто после посещения рынка моет руки "пюгмe" - точное значение греческого слова неизвестно, "до локтей" или "тщательно". Может быть, это выражение означает "купленное на рынке не едят немытым" (не из боязни микробов, из боязни нечистоты обрядовой) (Кузнецова, 2000, с. 125).

Чистоплюйство не случайно считают пороком. Правда, в русском языке есть еще выражение "плюнуть некуда", что есть, как ни странно, проявление как раз анти-чистоплюйства. Но желание, чтобы твоя грязь не выделялась на фоне всеобщей чистоты, оказывается столь же прискорбным как и желание, чтобы твоя чистота выделялась на фоне всеобщей грязи. Есть чистота смиренная и чистота агрессивная, чистота аристократическая -- от брезгливости, и чистота буржуазная -- от гордыни. Любовь к чистоте от ненависти к грязи, любовь к чистоте от любви к чистоте и, наконец, любовь к чистоте от любви как нежелания видеть что-либо постороннее или отвлекающее между собой и другим. Чистота не отвлекает, она направляет - а грязь завлекает, и это проявляется в том, что к грязи привыкают не так, как привыкают к чистоте, к грязи привыкают как к наркотику. Правда чистоплюйства в том, что чем больше человек работает, тем более он ценит чистоту, а неправда в том, что даже никакое трудолюбие не справится с тем Шалтаем-Болтаем, которым является, в сущности, человечество в его нынешнем состоянии. "Свалился во сне" - это ведь про грехопадение.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова