Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Мф 15 5 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался

Мк. 7, 11 А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался,

№78 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

Есть такой антисемитский анекдот, рожденный, безусловно, из еврейского фольклора (часто то, что сказанное о себе -- юмор, при повторении врагом превращается в гнусность). Евреи спросили раввина, почему их не любят. "Знаете, - сказал раввин, - это сложный вопрос, его так просто не решить. Давайте завтра соберемся у меня дома, каждый принесет по бутылке водки, мы всю эту водку сольем в одну большую чашу и пустим по кругу. За столом все и решится".

На следующий день евреи собрались, водку слили, пустили чашу по кругу -- а там чистейшая вода. "Вот за это, -- улыбнулся раввин, -- нас и не любят".

Никто ведь просто так не откажет отцу и матери; всякий надеется, что как-нибудь они устроятся, с голоду не умрут. Каждый ведь рассчитывал, что другие-то принесут водку -- поэтому и понес водку себе.

К христианам это тоже относится. Изворотливость есть грех универсальный. Например, в покаянии: человек, уличенный в воровстве или в сварливости, приходит в церковь и гордо говорит: "Я великий грешник!" В конце концов, речь ведь шла вовсе не об этом! Не гордыня ли -- считать, что другому важнее всего твоя персона, твое унижение, твое покаяние. Речь шла не об оценке твоей или другой личности, а о совершенно конкретном деле, о твоей позиции в этом деле -- и вот, изменил ли ты позицию, неизвестно, а известно лишь, что ты можешь сказать красное словцо. Но кто унижает себя, тот, скорее всего, только и умеет, что унижать, а работать не умеет.

Это ведь тоже Богу отдается то, что надо бы отдать человеку. Дешево стоит назвать себя великим грешником, обращаясь к Богу. Покаяние в том, чтобы попросить прощения у того, кого обидел. Весь "дух" ("спирит", "спирт") покаяния в том, чтобы попросить прощения именно за то, что обидел несправедливо, а не за то, что обидел "не по форме", слишком резко. Формулировка "Перед Богом я величайший из грешников!" слишком часто скрывает упрямое нежелание признать, что совершен грех маленький, перед маленьким человеком, а не перед великим Богом. Богу, разумеется, такое покаяние так же не нужно, как золото, вода или спирт.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова