Мф 15 37 И
ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных,
Мк 8, 8 И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин.
№81 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
После "умножения хлебов" (вообще-то странно: почему деление хлебов
на многотысячную толпу называется умножением?) осталось семь корзин еды. Корзины
- рюкзаки, по-нашему, это не так уж много. Но хоть сколько-то - осталось. Святые
люди: истории известные и такие обжоры, которые не оторвутся от стола, пока все
не съедят. И поступят так именно для того, чтобы другим не осталось. Охотник на
зимовье специально оставляет спички и соль, чтобы другому помочь, но ведь бывают
и такие охотнички, которые нарочно ничего не оставят, да еще и зимовье спалят,
потому что на людей охотятся. Божья щедрость дает всегда не просто с избытком
- с избытком, который нужно потребить, и тогда будет бытие в алмазах. Божья щедрость
дает с лишком, то есть с тем, что потребить ну никак невозможно. Но человек способен
потребить даже то, что потребить невозможно - как способен человек и сохранить
то, что сохранить невозможно. После умножения хлебов осталось больше, чем было,
и это символ Богочеловечества: человечество приумножает сделанное Богом и тем,
что нуждается в Боге, и тем, что потребляет даруемое Богом, и тем, что отодвигает
от себя последний кусок - для другого, который нужен более хлеба.
В духовной жизни дух растет как хлеб и рыба во время трапезы со Христом: чем больше
людей приступают к трапезе, тем больше еды и больше остается.
Иисус накормил пять тысяч человек, потому что относился к ним так же, как относился
и к двум или трём. Он не призывал сходиться тысячами, давить на Бога числом, чтобы
у Него чего-то выпросить: довольно двух или трех (Мф. 18, 20). Напротив: и пять
тысяч для него - как двое или трое. Поэтому пяти хлебцев хватило на всех. |