Мф 16, 9 Еще ли не понимаете и
не помните о пяти хлебах на пять тысяч [человек], и сколько коробов вы набрали?
Мк. 8 18 Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните? 19 Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч [человек], сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать.
№83 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Помнить о забывании
Иисус упрекает учеников, что они не помнят о Его чуде умножения
хлеба. Он часто говорит: "Помните" (Ио. 15, 20), и апостолы
это повторяют -- надо помнить. Памятование о Боге... память смертная...
Иначе будешь собака беспамятная -- как человек, который посмотрелся
в зеркало и забыл, как он выглядит (образ апостола Иакова, 1,
24). Собственно, и чудо умножения хлебов начинается с того, что
апостолы забыли взять еды - Мф., 16, 5. Чтобы помнить,
даже вывели специальную породу людей -- историков.
И тем не менее, иногда нужно забывать. В Библии имя первенца Иосифа Прекрасного (Манассия) объяснено как
"забывание" - мол, Иосиф забыл все несчастья предыдущих лет (Быт. 41, 52). О чем Мэт Доннели (Christianity
Today, декабрь 2000 г.) написал превосходное эссе - Запад есть культура забывания - в отличие от восточной
традиции помнить, но это не означает, что Запад плох. Напротив: иногда нужно уметь забывать и просить у Бога
дара забыть.
Но что ходить так далеко! В Евангелии Господь говорит: "Женщина,
когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда
родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился
человек в мир" (Ио. 16, 21). И к самому Иисусу, конечно,
это тоже относится - и когда Он рождается, это праздник забвения
всех скорбей. А рождается Он каждый раз, когда...
|