Мф 16, 21 С того времени Иисус начал
открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников
и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
Мк. 8, 31 И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену
старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
Лк. 9, 22 сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами,
первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
№86 по согласованию.
Фразы предыдущая - следующая. Ср. третье предсказание о распятии.
Зачем Иисус предупреждает учеников,
что Ему нужно погибнуть? Понять они всё равно не могли и не поняли. Это и сейчас не очень-то понятно - сколько
людей прямо называли гибель Иисуса ошибкой, неудачей и придумывали что-нибудь, эту неудачу, по их мнению,
исправляющее - имя таких придумок легион, и социализм ещё не самая худшая. Воскресение, кстати, тоже, если
посмотреть свежим взглядом, мало что меняет. Ну, воскрес, а дальше? Как говорил один польский ксендз: "Ну,
Освенцим? ну и что?" Потому-то мы и почитаем Крест, что воскресение не перечёркивает распятия, не превращает
его в какой-то эпизод перед Хорошим Концом. Бриллианты кладут на чёрный бархат, но вечную жизнь выкладывать
на запекшуюся кровь... фи! Мир не Голливуд, Бог не сценарист, тем более, не мазохист и (поскольку от страданий
Иисуса больно было многим) не мазохист. А зачем же тогда такой пафос (на греческом "страдать" -
это именно с этим корнем, который, видимо, и в слове "патология")?
Мир нуждается в спасении не как нуждается в спасении тонущий моряк, а как нуждается в спасении
орава пьяных матросов. Причём каждый матрос считает себя капитаном, который один знает курс, который один
имеет право приказывать, который один заслуживает уважения. Каждый хочет спасения - воцарения, спасения -
вознесения, спасения - самоутверждения. Верующий надеется использовать Бога для такого спасения, неверующий
имеет своих идолов.
Бог не отрицает, что спасать человечество нужно. Он поддакивает, одновременно разнимая дерущуюся
матросню и подталкивая к выходу тех, которые ещё могут держаться на ногах, которые чуть потрезвее. О, конечно,
и эти все уговоры понимают как согласие их слушаться, как обещание неба в алмазах и штурвала в руки. Им говорят:
"Все придут к тебе", - он слышит: "Все признают твоё первенство". Бог говорит: "Ты
победишь", - он запоминает: "Твои враги будут уничтожены".
Выход уже близко, и вот здесь Подталкивающий, которому предстоит сейчас лечь костьми под ногами
безумной толпы, предупреждает, что выход - "только через Мой труп". Единство не в уничтожении врагов,
спасение не в победе над врагами, мир не есть господство. Поэтому там, где ожидают триумфа, голоса трубы и
золотого дождя - будет боль, будет страдание, будет отчаяние. Не однократные - ведь спасение не цель, а путь
к цели. Не человеческие страдания - Творца человеков.
Пока люди, однако, всё ещё не идут в духовной жизни дальше пошлого, вздорного, эгоистического
вопроса о смысле своих страданий. Разве что найдётся кто-нибудь, кому человек согласен посочувствовать - как
правило, ради того, чтобы себя защитить - тогда спросят о смысле страданий ребёнка, жены, матери. Никогда
- о смысле страдания вообще, о том, откуда оно в мире. Интересуются происхождением и смысла зла, считая страдание
лишь результатом зла, тогда как страдание - результат любви. Поэтому больше всех страдает Тот, кто больше
всего любит, и поэтому Его победа не отменяет страдание, но делает страдание - открытым для всех путём к настоящему
спасению, спасению не в силе и власти, а в смирении и прощении.
|