Мф. 18, 14 Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.
№91 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
См. спасение.
В день Святого Духа в православных храмах читается текст Евангелия, в котором Дух не упоминается. Сложный текст, потому что в нём бок о бок составлены два противоречащих друг другу текста.
Один - очень знаменитая притча о заблудшей сотой овце, которая Пастуху дороже девяноста девяти находящихся в правильном месте в правильное время.
Второй - крайне непопулярный текст о том, как надо исключать из Церкви заблудшних, грешных единоверцев. Прямо словно цитата из устава партийного: сперва обличить наедине, если не поможет, пойти обличить со свидетелями, а в крайнем случае - вынести вопрос на общее партийное собрание... Ну, если не послушает общего собрания... В общем, девяносто девять хороших овец имеют право выгнать одну заблудную. И та должна кротко удалиться и забыть о Боге и Церкви, а если посмеет что-то о себе воображать, то она раскольница и еретичка.
Не может быть на земле такого сообщества, будь оно хоть трижды божественное, из которого нельзя выгнать! Это противоречит свободе человека! И свободе выгоняемого иметь "взгляды, несовместимые" - и свободе выгоняющих. Кошмар российской действительности - обязательное среднее образование. Обязательное для учителей, то есть, нельзя ни единого ученика выгнать. Он же пойдёт убивать, пить и красть! Пусть уж лучше занимается этим в классе!! Под контролем должно быть всё! Или, точнее, "усё"!
Вот от таких девяности девяти овец и сбегают... и не одна овца сбегает, а миллионы и миллиарды. И девяносто девять овец блеют вслед: "Потребители! Вам бы лишь аборты делать!! Культура смерти!!!"
А Спаситель идёт...
Что общего у девяносто девяти правильных овец с одной неправильной? Все без пастуха! От одних Иисус уже ушёл, к другой ещё не пришёл. Есть разница? Есть! И колоссальная!
Не у каждого верующего в воскресение Христа есть в любую минуту живое ощущение присутствия Иисуса. Ни у кого такое ощущение не бывает постоянно. А есть - память об этом присутствии, и часто именно эта память и есть Дух Святой в человеке.
Огромная разница между глухим от рождения и тем, кто оглох уже научившись речи. Глухие от рождения образуют свой замкнутый круг, предпочитают общаться знаками-иероглифами, у них нет той памяти, которая подсказывает оглохшему, что обозначают знаки-фонемы.
Человек может уйти из Церкви, может возглавлять Церковь, - всё равно он имеет опыт слышания Духа и, что ещё важнее, слышания Духом. Важнее - потому что можно сказать себе, что ошибся, что Бог не существует, что "показалось" - и спокойно жить дальше. Но нельзя спокойно сказать себе, что люди, которые ты видел в сиянии Божьей славы, которые оказались не просто сгустком слизи, а сияющими созданиями, что они всё-таки - слизь.
Стяжание Духа есть стяжание не знания о Боге - Бог всё равно непознаваем - а стяжание любви к человеку и любви к Богу. То любовь к человеку учит любить Бога, то любовь к Богу помогает любить человека. Даже сомнения появляются от того, что мы растём в Духе: ведь такими мы были жестокими и немилосердными в дни юности нашей веры, а ведь Дух был реально! Да был ли Он? Был, и даже больше, может, чем сейчас, усиленнее действовал - чтобы вскрыть заржавевшее сердце нужно больше усилий.
Рождение Церкви не есть создание партийной ячейки. Церковь рождается там, где умирает партийщина, "приходское сознание", клановщина, кружковщина. "Да будет как язычник и мытарь" не означает "да будет гореть в аду", а означает "да будет тем, о ком уже не только ты беспокоишься, но сам Бог". Люди могут расстаться друг с другом, но христиане, даже расставаясь друг с другом, помнят: Христос умер и воскрес для спасения всего человечества.
Воспоминание о Тайной Вечере есть воспоминание не о трапезе с дюжиной мужиков, а о вечном небесном пире, на котором каждому человеку, когда бы и кем бы он ни был, найдётся место. Воспоминание о Тайной Вечере невозможно без хлеба и вина.
Воспоминание о Пятидесятнице есть воспоминание не о прошлом, а вечном схождении Духа, о схождении Духа к избранным - а избраны все, и воспоминание это невозможно без предоставления Богу собственного духа, заблудившегося и уставшего, чтобы Отец взял наш дух и дал Свой для передачи другим.
Проповедь 1376. |