Мф 19 4 Он
сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину
сотворил их?
Мк. 10, 6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил
их.
У Лк и Ио нет. №118 по согласованию.
Фразы предыдущая - следующая.
Ханна
Арендт (1960) вывела из этой фразы капитальное различие разных типов отношения
к человеку. Иисус исходит из того, что люди множественны, а апостол Павел настаивает
на том, что "не муж от жены, но жена от мужа" (1 Кор 11, 4-8) - значит,
"для Павла вера была лишь моментом индивидуального спасения души". А
еще дальше Августин (О Граде Божием, XII, 21) - подчеркивает, что различие между
человеком и животным в том, что человек сотворен unum ad singulum, одним-единственным,
а скотина во множестве (plura simul iussit exsistere). "Августин использует
историю творения, чтобы подчеркнуть родовой харакер животной жизни в отличие от
однократности человеческого существования (Арендт Х. Vita Activa. СПб., Алетейя,
2000, с. 15).
Кстати, в этом же издании переводчик дал стих в более вразумительном
варианте Карла Вейцзеккера: "Не читали ли вы, что Создатель
от начала сотворил их как мужчину и женщину?"
С апостолом Павлом, кажется, Арендт все-таки допускает натяжку,
он вообще не об этом пишет и по духу все-таки ближе к Иисусу,
чем Августин. А вот Августин, действительно, куда более антифеминист
и индивидуалист, чем иудеи. И с матерью своего ребенка он обошелся
нехорошо.
Тут можно было бы много пофилософствовать о порочности католического
целибата, о женственности Востока и антиженственности Запада,
из которой вырастает капитализм и феминизм (отнюдь не являющийся
возрождением женственности, а просто еще одной формой целибата).
Но вот ведь упрямый факт: Восток легче дает развод, чем Запад.
Католики хотя бы формально более верны тому запрету развода, который
здесь провозглашает Иисус. Они исходят из легализма, законничества,
который есть, в свою очередь, разновидность глубочайшего индивидуализма
и антиженственности? А какая разница! Зато не разводятся. Правда,
тот же Восток своей патриархальностью провоцирует скрытый матриархат,
когда муж часто лишь внешне глава семьи. Но это уж природа берет
свое. Равно как и в допущении развода под разными предлогами.
Другой вопрос, что Бог сотворил мужчину и женщину, а не то скотство, которое
часто называют браком, когда на поллюбви приходится полторы трусости, жадности,
похоти или чего похуже. Но поручить кому-то разбирать, где "настоящий брак",
а где "ненастоящий"... Нет уж, лучше развестись, не подыскивая оправданий,
чем подыскивать оправдания, даже не разводясь. Хотя еще лучше, очевидно, все-таки
почаще заглядывать в себя, обнаруживая там неполноту -- "пол". Очень
для самопознания полезно помнить, что познать себя невозможно, поскольку "я"
- лишь половина от познаваемой величины.
Сотворил "по образу". Эх, люди, - все то мы пытаемся одеть Бога по
своей моде, а не быть, как подобает, "по моде" - "по образу"
Спасителя.
|