Мф 19 6 так
что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не
разлучает.
Мк. 10, 9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
У Лк и Ио нет. №118 по согласованию Фразы предыдущая - следующая. Cр. Мф. 16, 28 ("быть одним").
На
греческом - в том числе, на «койне» - «Бог сочетал» звучит буквально как «запряг
вместе». Грекам пахота мерещилась буквально всюду, они и письмо называли так же,
как движение волов по полю. Как вы яхту назовете… Разумеется, если представлять
себе брак лишь как способ вырастить очередной урожай, то разводы неизбежны – хотя
бы из-за бесплодия. Если брак – это «тянуть лямку», волочь за собой воспоминания
о прошлом, верность тому, что было и ушло, то и тогда разводы неизбежны, потому
что все это чепуха, и фундамент любви не в прошлом, как и не на земле. Между прочим,
Иисус запретил развод по инициативе мужчины – «человек» в греческом оригинале
(как и на украинском) это мужчина, а не вообще сапиенс. Правда, обидная для патриархального
общества, заключается в том, что женщина отнюдь не меньше мужчины способна разводиться.
А уж развестись с высокомерным эгоистом, сильно преувеличивающим свои достоинства,
сам Бог велел. Впрочем, нет: Иисус не запретил развод по инициативе жены лишь
потому, что это было дело неслыханное в данной культуре. Он, между прочим, запрещает
не второй брак (хотя разводы часто мотивируются именно желанием второго брака),
он запретил именно развод. Измена – не только с другой женщиной, измена есть просто
уход в себя, и в этом смысле не стоит играть с Богом в прятки: очень многие браки,
сохраняемые ради детей, ради социального престижа, да и ради житейского спокойствия,
- это развод с сохранением атрибутов брака без его сути. И к религиозной жизни,
которая есть брак с Богом, это тоже относится, только тут человек – та самая женщина,
которая вроде бы и замужем, а посмотришь в душу и плюнешь…
22.8.2004 |