Мф
19:13 Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им.
Мк. 10, 13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.
Лк. 18, 15 Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им.
№119 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая. Иллюстрации.
Не мешайте детям взрослеть
"Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых
есть Царство Небесное", - сказал Иисус. В последовавшие за этим
восемнадцать веков эти слова оставались в тени. Взрослые христиане
средневековья относились к детям так же, как и до-христианское
человечество: как к нелюдям, как к промежуточному звену между
животным и человеком, старались забыть свое детство поскорее -
да оно и не было особенно приятным в такой атмосфере. Но уже полтора
века дети - в центре внимания, детям почет и уважение, о детях
заботятся и о детских годах вспоминают с таким же восхищением,
как вспоминали в веке восемнадцатом, да и позже, о годах юношеских.
Вместе с детьми оказались на свету и слова Спасителя о детях.
Оказалось легко основать сентиментальное сюсюканье на цитате из
Евангелие, изображать детей ангелочками, а ангелочков - детьми.
Но видеть ангелов, но любить детей, но понимать Евангелие - трудно.
"Таковых есть Царство Небесное...". "Таковых" - это, собственно,
каковых?
Мир одновременно отворачивался от Церкви и поворачивался к детям.
Это было не случайно: поклонение детям заменило поклонение святым.
В ребенке - в самом его положении, помимо его воли - много такого,
что напоминает о человеке, обретшем Царство Божие. Все заповеди
блаженства осуществлены в детях: они плачут нелицемерно, они ищут
правды, они чисты сердцем по одному своему возрасту. Чем ребенок
младше, тем более он кроток - хотя бы потому, что гневаться ему
никто не даст. Чем ребенок младше, тем более он милосерд - ибо
он еще не умеет быть жестоким. Чем ребенок младше, тем более нищ
- не потому что роздал имение свое, а потому что ничего пока еще
не имеет. Так во всем - и во всем к этому восхвалению ребенка
надо добавлять: "по-детски". По-детски кроток, по-детски милосерден,
по-детски чист сердцем. Причем "по-детски" означает нечто, может
быть, и милое, но совершенно нежелательное. "По-детски наивен"
- не похвала взрослому, и "детская непосредственность" - это если
не порок, то качество не слишком приятное и удобное в мире взрослых.
Многие взрослые почитают детей - подражать им не думает никто.
Время от времени какой-нибудь экстравагантный и не христианский
проповедник призовет к этому - но взрослого, который бы на деле
вздумал подражать детям, сочли бы юродивым. Современный мир, как
бы он ни выглядел снаружи, внутри содержит еще христианский скелет
- а Церковь может согласиться с тем, что дети похожи на святых,
но не согласится с тем, что святые похожи на детей. Сходство если
и есть, то не через прямое подражание детям, а через подражание
Христу, через следование Его заповедям. А в детстве есть нечто
двусмысленное, что заставляет одновременно и вздыхать о нем, и
бояться впасть в него.
Двусмысленность детства в том, что оно - подарок. "Царство Божие
усилием берется" - а детство дается каждому безо всяких усилий.
Ребенок не способен приложить никаких усилий - и малейшее препятствие
лишает его Царство. Именно поэтому Иисус столь резко останавливает
апостолов, которые встают на дороге детей: Царство Божие принадлежит
детям, но слишком легко и слишком быстро может оно ускользнуть
от них - и слишком неизбежно ускользает. Немилосердно торопить
безблагодатность, суровость, жестокость - они сами торопится в
жизнь человека. Детство - решето, в которое налита благодать.
Пять, семь, много - тринадцать лет, и Царство Божие утекает через
слабые растопыренные пальчики. Как подражать этому бессилию, этому
неумению удержать Царство Божие, когда у взрослых достаточно собственного
бессилия и неумения?
Детство двусмысленно тем, что оно переживает веру, надежду и
любовь - но обращает их не к Богу, а к взрослым. Что плохого,
казалось бы, в том, чтобы вера, надежда и любовь распространялись
на всех людей? Да ничего! Верить в людей, надеяться на них, любить
их всех - ничего не может быть более христианского и святого.
Царство Божие действительно похоже на мир детства, когда всякое
новое место, всякая новая встреча были чудесны и светлы, ибо мы
глядели на них доверчиво и радовались тому, что вот, сейчас, мы
встретим человека, с которым нам будет хорошо.
Для ребенка нет в этом греха - однако для взрослого подобное
упование и глупо, и скверно. Дети шли к Иисусу с той же доверчивостью,
как и к любому взрослому человеку, который готов и умеет их принять
- но взрослый человек заблудится, если попытается общаться с Христом
только как с человеком. А главное: можно молиться на человека
как на Христа, но только, если мы непрестанно молимся Иисусу как
Богочеловеку. У ребенка еще нет сил на такое богообщение - и он
теряет Царство Божие. А для взрослого человека такая молитва -
усилие, которым взрослый человек должен брать Царство Божие.
Вспоминая детскую свою доверчивость, детские мечты, детские привязанности
- мы ощущаем безумную ностальгию, когда каждая мелочь, напоминающая
нам о детстве, вызывает умиленную тоску. Вслед за ностальгией
приходит уныние, и никогда мы не бываем так далеки от детской
радости, как в мгновения воспоминаний о детстве. Так что слава
Богу за наше собственное детство, опыт которого есть опыт Царства
Небесного внутри каждого человека. Слава Богу за детей, которых
мы видим, ибо они напоминают нам о блаженстве святых - и за святых,
которых мы не видим, ибо они молятся о нас перед Богом. Слава
Богу за то, что нам предстоит не наше собственное детство, а Царство
Христово во всей его полноте. Слава Богу за веру в Него, надежду
на Него, любовь к Нему. Они исцеляют нас, наполняют нас вечной
юностью и мощью Небесного Царства, делают нас нестареющими детьми
Небесного Отца, братьями и сестрами Сына Божия, семьей Духа Святого.
|