Мф. 19, 30 Многие
же будут первые последними, и последние первыми
Cр. Мф. 20, 16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо
много званых, а мало избранных.
Мк. 10, 31 Многие же будут первые последними, и последние
первыми.
Лк. 13, 30 И вот, есть последние, которые будут первыми,
и есть первые, которые будут последними.
№120 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Это старый библейский парадокс: вечно лучшее достается младшим. А старшие сами
виноваты! В мультфильме про американца-простофилю Симпсона главный герой оправдывает
свои нелепые поступки, восклицая: "Я тут первый день!" Отсутствие опыта
якобы - обстоятельство, оправдывающее ошибку. Не то в религии: тут отсутствие
опыта чаще преимущество. Не случайно в Евангелии запечатлено поверье, что исцелялся
в купальне тот, кто первый бросался в нужный момент в воду. Не случайно первый
день праздника был торжественнее прочих. Свежесть взгляда - легковесное и непрочное
преимущество там, где требуется усилие человека (о чем есть очаровательный рассказ
Честертона), но это важное преимущество там, где о человека требуется просто не
мешать Богу, восхититься Его откровением и дать через себя действовать. Подвижники
докучают Иисусу глупыми спорами о том, спасутся ли другие - а Иисус напоминает
им, что и они, много дней проведшие в изучении Писания и исполнении Закона, могут
погибнуть именно потому, что считают, будто количеством этих дней купили себе
вход в Царство Божие. Да нет, первый день - или, если по притче о работниках двенадцатого
часа - первый час я здесь, ничего не заслужил и именно поэтому Богу легче дать
спасение мне, чем другому. Лучше забыть про свой опыт молитвы, умудрения и добрых
дел, но чувствовать, насколько каждый день перед Богом - первый. Тогда появляется
надежда, что Бог, как и обещал, сделает этот день тем последним днем, в который
изольет Духа Своего на всякое создание (Деян. 2, 17).
*
В Евангелии Фомы читается: "Иисус сказал: Старый человек в его дни не замедлит спросить малого ребенка
семи дней о месте жизни, и он будет жить. Ибо много первых будут последними, и
они станут одним". Примечательное соединение двух фраз: призыва быть как дети (Мф. 18, 3) и призыва не лезть вперёд. Что может сказать младенец старцу? Ничего - и это самый ценный ответ, оптимистический ответ, ибо младенец отвечает главным - тем, что существует и напоминает о том, что не надо путать свой личный конец с концом света. Самое, конечно, примечательное в добавленных словах "и они станут одним" - то есть, последние это не какие-то неблагоразумные дамы, которые будут гореть в аду за опоздание. Старик и младенец - одно, одно человечество. Первые и последние - одно, одна Церковь, и поэтому можно никого не расталкивать, можно и на диване не валяться сверх необходимого.
*
Некоторый огрызок (реферат) притчи о званых на пир в Лк. 14, 10.
То взлет, где посадка
Воскресенье 29 декабря Русская Православная Церковь посвящает
памяти "святых праотец", то есть Авраама и его потомков,
- тех древних иудеев, с перечисления которых начинается Евангелие,
без которых не было в мире Христа. В этот день читается в храмах
поучение Господа Иисуса: "Когда зван будешь, придя, садись
на последнее место" (Лк. 14,10). Оно относится и к каждому
человеку, и к народам; Спаситель, собственно, заговорил о смирении,
столкнувшись с гордыней иудейских религиозных лидеров. Гордыня
вообще кошмар, а особенно в случае с людьми, действительно избранными
Богом. Иудеи были званы Богом, Он им уделил особое место в истории
человечества. Место это внешне было, скажем прямо, невзрачным,
последнее было место: крохотный народ на крохотном клочке суши.
Но какое бы ни было это место, оно было указано Богом, и на этом
крохотном клотке суши, в этом крохотном народе родился Сын Божий.
Так и в нашей жизни расти духовно означает постоянно отсаживаться
подальше от "главы стола", на свое место. Оно всегда
"последнее", во всяком случае, каждому всегда кажется,
что все остальные люди, достойные и недостойные, сидят удобнее
и почетнее. Пускай; если мы усидим в смирении, Бог пригласит нас
на первое место в Царстве Небесном, где уже не будет гордыни и
самолюбия, и где первое место вмещает всех.
Оп.: Куранты, 1996.
И "будут первые последними": Есть сеть магазинов (английских)
"Leader price" — то есть, "лидирующая цена". Разумеется, в них
все стоит дешевле, а не дороже, цена отстает. Бывают такие области
жизни, где лидировать, быть впереди, вести за собой, означает
не опережать, а держаться сзади. И духовная жизнь ближе к коммерции,
чем к армии или спорту.
*
В коптском варианте евангелия Фомы нет слов о том, что последние будут первыми. Однако, в этом варианте всё же есть слова о том, что "многие" станут одним. "Многие" - не "двое". Грант и Фридман считают, что тут речь идёт о гностической идее возвращения к первоначальному единству человечества, без деления на пол, возраст и т.п. (Robert M. Grant, David Noel Freedman. The Secret Sayings of Jesus, p. 122-123). Такое единство означает возвращение в прах (ибо что такое "предоление" различий, без которых личность себя не мыслит, как не возвращение в дочеловеческое состояние; единство, конечно, но очень вздорное). Интересно другое: как ни понимать единство, нужно ли для этого и снисхождение первых к последним, и возвышение последних до первых? Про смиренье много песен сложено... Но вот про то, что последние должны стать первыми так же реально, как первые - последними, что-то не очень принято говорить. Всегда находятся способы объяснить, что первых мест должно быть немного. На всех не хватит. Да и вообще - ну что хорошего в первенстве... Тяжёлое и неблагодарное занятие... Мы уж им позанимаемся, помучаемся, а вы радуйтесь, что последние, с вас и спросу меньше... В результате все разговоры о соборности и равенстве сводятся к жонглированию чувствами: а вот я почувствую себя слабым, а ты почувствуй себя высоким... Только руками реально ничего конкретно не трогай! Неужели это Спаситель имел в виду? Тогда какой же Он спаситель - так, психотерапевтик... Нет, последние должны стать первыми - первых мест хватит на всех. У всякого человека есть своё первое место. Кстати, ничто так не мешает стать по-настоящему первым, как погоня за псевдо-первостью... Плох тот солдат, который мечтает стать генералом - призван-то он быть миротворцем... Так что проблема не в смирении, а в творчестве - протрезветь, увидеть мир, каков он есть в очах Божиих, создать - вместе с Создателем - в этом мире место, которое первое, которое твоё, находясь в котором ты будешь вместе со всеми, не выше или ниже, не за и не против. "Первое", "моё", "собственное" - не то, что ты завоевал, а то, что ты создал. Как Иисус - и альфа, и омега, и первый, и последний, не потому что Он с кем-то сливается в экстазе, а потому что Он создал едиственное место - от Вифлеема до Голгофы и пещеры Воскресения.
|