Мф 21, 2 сказав им: пойдите в селение, которое прямо
перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла
с нею; отвязав, приведите ко Мне;
Мк. 11, 2 и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите.
Лк. 19, 30 сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите;
У Ио. опущены эти детали.
По
согласованию №129. Фразы предыдущая - следующая. Иллюстрации.
Комментарий Ефрема Сирина. Кратко Кротов.
Символика осла и въезда на нём в город - Фрейденберг, 1930.
*
Анекдот из воспоминаний крестьянина Александра Борисова о 1930-х годах (Русская жизнь,№10, сентябрь 2007, с. 23):
В кабинет к Сталину входит Господь Иисус Христос. Сталин радостно направляется ему навстречу, жмёт руку, но вдруг Иисус говорит: "Извините, господин Сталин, я своего осла оставил у ворот, а он голодный, хорошо бы его покормить". - "Напрасно беспокоитесь, товарищ Иисус, у меня двести миллионов голодных ослов терпят уже который год и ничего".
Вряд ли автор этого анекдота (если он существовал; наука пока не доказала существование у анекдотов авторов)знал о традиции на Вербное Воскресение от Лобного места в Кремль ввозить на осле Патриарха (причём осла вёл под уздцы царь). Против кого направлен анекдот? Против тирана, который уничтожил в стране всех, кто не осёл? Против людей, которые не очень и сопротивлялись превращению в ослов, а может, сперва стали ослами, а потом уже нашли, кого ввезти в Кремль?
Один переводчик в Латинской Америке решал проблему: как перевести, что Иисус
въезжал в Иерусалим на осленке, коли местные жители ослов никогда не видели и
слова соответствующего в их языке нет? Перевел "длинноухое животное".
К сожалению, одно длинноухое животное в этих краях водилось. Местные жители долго
удивлялись тому, какие крупные кролики водятся в Святой Земле. С Христом вечно
такие недоразумения: если бы Он был в громе и молниях, не было бы проблем - ну,
трансцендентный, так и трансцендентный, Бог Он и есть Бог. А Он еще и человек.
Очень это трудно: увидеть в Иисусе именно человека. Легче увидеть в Нем такого
замечательного, выдающегося человека, который похож на остальных людей примерно
как осел на кролика.
19.4.2003
Кузнецова (2000,
с. 195): "В Талмуде сохранились слова одного из учителей III века, сказавшего:
"Если они (то есть Израиль) будут иметь заслуги, Он придет с облаками небесными.
Если они не заслужат, то смиренно и верхом на осле".
Ну какие могут быть заслуги? Сама логика, по которой Бога можно
подманить словно птичку крошками или удовлетворить словно это
турникет в метро, есть уподобление Бога даже не человеку, а зверю
или механизму. С человеком ведь такие номера не проходят. Может
быть, в вочеловечение Бога трудно поверить не потому, что сильно
ощущается надчеловечность Творца, а потому, что Бог кажется ниже
человека по своим реакциям -- вроде воробья или яблока. Все-то
мы смотрим на Бога сверху вниз. И если уж Бог опустился до человека,
то человеку уместно опуститься с занятого места сапиенса еще ниже,
до уровня осла, и потихонечку везти Христа, куда глаза глядят.
Впрочем, чаще не мы Его, а Он нас везет. В некоторых кругах так
прямо и говорят: "Мне повезло".
11.6.2001
|