Мф 21, 30 И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.
№132 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Иисус медлит и не приходит. Кажется, что тысячелетия Его промедления складываются
из тех секунд, минут, дней и годов, на которые люди медлят быть людьми. Человек,
который не отвергает Бога, говорит Богу: "Иду!" - и не идет (Мф. 21,
30). Иисус добрый и поэтически краток, а вообще-то разнообразие фарисейства не
сводится лишь к этому. Намного более людей, которые говорят: "Иду, иду..."
- и идут, только в другую, часто противоположную сторону, ожидая, что Бог "совершит
чудо" и переместится туда, куда они направляются. Есть люди, которые говорят:
"Бог невидим, идти можно и нужно тоже невидимо". Они сидят в пивной
или на научной конференции, но духом они уже в Боге. Таково, во всяком случае,
их мнение, которое доказательно опровергнуть невозможно. На этом фоне святыми
кажутся "Никодимы"- те, кто идет, но идет тайком, ночью, чтобы и у Бога
побывать, и с небожьими днем покушать.
Никодимы, впрочем, невиновны - обычно в ночь загоняют человека те, кто днем
живет по законам ночи (хотя невинными их не назвать - невиновен тот, чей грех
оправдан, невинен тот, кто не согрешил, наивен тот, кто думает, что не согрешил
сам по себе). Есть еще и те, кто идет ко Христу, приходит, занимает свое (действительно
свое) место, - и отталкивает других, желающих подойти. Есть, наконец, и изуверы,
которые, отталкивая другого, говорят: "Считай, что ты уже пришел. Духом мы
вместе, а плотию - не время. Христос посреди нас - а остальное детали". Кусок
хлеба, слово любви, шаг навстречу - деталь, действительно, но Бог в этих деталях.
Делать добро символически, делать добро втайне можно, но только с согласия
того, кому решил подать символ вместе хлеба. Обидный (но фантастический вполне)
пример: Папа Римский набросится на какого-нибудь буддиста и станет бить его ногами,
время от времени склоняясь над ним и приговаривая: "Не подумай дурного, я
тебя на самом деле чрезвычайно люблю, просто сейчас я вынужден ради спасения миллионов
католиков, которым грозит гибель, делать вид, что ненавиду тебя, а так даже считай,
что ты уже и окрещен, и спасен, и вообще в Царстве Божием, и в нужное время я
скажу, что всегда любил тебя, а ты уж засвидетельствуй, разумеется, что это правда".
Безобидный пример: посаженного китайскими коммунистами в тюрьме епископа ватиканская
канцелярия тайно возводит в сан кардинала. Тайно, чтобы не расстреляли. Даже в
этом случае ясно, что совесть должна не успокаиваться - помогли-де гонимому. Совесть,
напротив, еще больше должна ныть: имитировали помощь, тайно сдобрили, а явно -
попустительствуем коммунизму. Но есть вещи, которые символом никак не заменить,
и обращение к Богу, общение с Ним - не то, что можно считать деталью жизни, отрезая
за ненадобностью, как пуповину.
2.1.2004
|