Мф 21,34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;
Мк 12, 2 И послал в свое время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов из виноградника.
Лк. 20, 10 и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.
№132 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Это притча, не аллегория - во всяком случае, в евангелии Фомы это очень простой рассказ безо всяких отсылок у образу виноградника и мессии у Исайи, да и из синоптиков лишь Мф. расцвечивает повествование такими аллегорическими завитушками. Это не про то, что Иисус - Спаситель, а про то, что противники Иисуса - губители, про то, про что и все предыдущие образы и речи. Притча была обращена к членам Синедриона, среди которых были не только, конечно, фарисеи. Строители, которые пренебрегли камнем... Виноградари... Ситуация именно с виноградником кажется, правда, фантастической, но это как раз пример того, как кажущееся невероятным спустя две тысячи лет оказывается именно подлинным. Невероятно, чтобы наёмные работники рассчитывали убийством наследника сделать хозяйство своим. Но именно в Палестине той эпохи шанс у них был. Хозяин виноградника, без сомнения, живёт за границей. Может быть, он римлянин, может, грек. Иисусу это не важно - ему важно, что расстояние очень большое. Когда слуги видят сына, а не самого хозяина, они решают, что хозяин умер. Вот в этом случае, если сын молод и не имеет детей, но вдруг погибает, не оставив наследника - собственность становится выморочной и может быть присвоена любым, кто её захватит. В современной России выморочная собственность автоматически отходит государству - но в Палестине никакого "государства" в этом смысле не было. Страна - сторона земли - была Божья. Иеремиас (1966, 62) упоминает случай, когда участок, оставшийся после смерти бездетного прозелита, был отдан тому человеку, который потрудился "нарисовать картину" - то есть, поставить свой знак на земле. В конце концов, речь идёт об иностранцах! об оккупантах!! Тут-то и проявляется самое неприятное во всякой религиозной власти: да, Бог - Иной, но Он - не Иностранец, а распоряжающиеся от Его Имени вновь и вновь об этом забывают и вещают так, словно Бог есть, но - в отъезде.
|